Загадка украинской машины «ЗАРЯ» осталась нераскрытой

Загадка української машини "ЗАРЯ" залишилася нерозкритою

Нераскрытая тайна украинской машины: что это на самом деле?
/ СамАвто

История автопроизводства на территории Украины полна ярких страниц – и вместе с тем, в ней немало загадок. Журналисты Авто24 выяснили, что автомобиль «Заря» оказался совсем не тем, чем его считали эксперты до сегодняшнего дня…

Уникальная легковая машина, известная как «Заря», примечательна тем, что имела актуальную внешность как для середины 1960-х годов. Вспомним, что в стране в те годы еще выпускались автомобили совсем иной, архаичной стилистики – близкие к американскому барокко «Волга» ГАЗ-21 и «Чайка» ГАЗ-13, а также «Запорожец» ЗАЗ-965 на прозвище «горбатый». Так откуда взялся столь смелый по дизайну проект? Мы искали точный ответ и не нашли.

Загадка української машини "ЗАРЯ" залишилася нерозкритою

Передок автомобиля визуально важкувитий, но в целом машина выглядит вполне ладною. Гармонию нарушает разве что стекло от «Чайки», слишком «круглое» на фоне доминирующих плоских панелей.

В отличие от десятков оригинальных автомобилей, сделанных вручную участниками движения СамАвто, «Заря» привлекает внимание тем, что имеет отношение к Северодонецкой авторемонтной базы (САРБ). На этом предприятии, как известно, серийно выпускался легендарный микроавтобус «Старт» (о нем мы расскажем отдельно), поэтому появление связанного с предприятием легковушки не могла остаться без внимания автомобильных журналистов – как в 1960-е, так и сегодня. И тем не менее, известно о машине совсем немного, причем имеющаяся информация очень противоречивая.

Из того, что можно понять по экстерьеру – это большой автомобиль длиной более 5 метров, построен с использованием комплектующих от серийных автомобилей. Лобовое стекло – от «Чайки», колеса с колпаками, выхлопная система, переработанные бамперы, задние стекло и светотехника – от «Волги». Дизайн вполне гармоничный, но в отдельных элементах явно «сырой».

Загадка української машини "ЗАРЯ" залишилася нерозкритою

Совмещенные зеркально фонари от «Волги” – решение вынужденное, но на те времена вышло в целом неплохо.

О том, что это машина экспериментальная или построена в несколько ограниченных (из финансовых или технологических возможностей) условиях, говорит несколько деталей. Во-первых, колея, несравненно узкая в сравнении с кузовом – конструкторы явно были вынуждены использовать готовую подвеску, очевидно, «волгівскую». Во-вторых, тип кузова – двухдверный седан, тудор. Сам по себе непопулярный тип среди советских потребителей (“это же как у «Запорожца»!), он тем более неуместен на большом автомобиле класса «Волги». Но очевидно, что построить в незаводских условиях четырехдверный автомобиль гораздо сложнее, ведь не зря двери и их проемы считаются самым сложным кузовным элементом даже у технологов промышленных предприятий.

Принято считать, что «Заря” – опытный образец будущей серийной машины САРБ, созданный в 1966 г. И действительно, есть фото, где на праздничной демонстрации данный автомобиль возглавляет колонну Северодонецкого производственного автотресту – пожалуй, материнской структуры САРБу. По мнению авторитетных исследователей, именно эту машину собирались делать на САРБі его руководители, вдохновленные успехом своего первенца – микроавтобуса «Старт». Якобы было сделано из стеклопластика два опытных экземпляра «Зари», в двух — и четирхдверному исполнении, но на фото попал только один из них – бордовый тудор.

Загадка української машини "ЗАРЯ" залишилася нерозкритою

Свои трудовые достижения производственники советского времени представлены на праздничных демонстрациях, поэтому понятно, почему «Заре» приписывают заводское происхождение.

В принципе, все это выглядит вполне правдоподобно, если бы не интервью одного из участников тех событий, что не так давно стало достоянием общественности.

Украинский ученый, кандидат техн. наук, доцент Парафенко Николай Иванович (1935 – 2011), проживая в 1950-1960 гг. в Северодонецке, стоял у истоков применения стеклопластиков в автомобильной делу. Именно Николай Иванович был первым в отечественном СамАвто, кто использовал этот перспективный материал – по сути, предшественник карбона – углепластика, из которого делают сегодня космические корабли, самолеты и кузова гоночных болидов. В своей беседе с журналистом ученый вспоминал, что к легковушке, которую собирались делать на САРБі, успели сделать матрицу для выклейке кузова.

И в этой матрице (тогда говорили – контрформа), по словам Н. Парафенко, відформували не много не мало 11 кузовов. Которые уже не на предприятии, а в частном порядке местные саморобники превратили в автомобиле. Сегодня они известны любителям автомобильной экзотики под разными названиями (ведь владельцы были разные) – «Турист», «Юбилей», «Искра» и др. Одну из машин – «Юбилей» – в этой матрице сделал для себя и будущий ученый, а тогда молодой лаборант Николай Парафенко. Все эти автомобили, естественно, очень похожи друг на друга – но совсем не похожи на «Зарю», о которой здесь идет речь! А значит, это совсем другой автомобиль, поскольку кузова, что вышли из одной матрицы, не могут существенно отличаться между собой.

Загадка української машини "ЗАРЯ" залишилася нерозкритою

Загадка української машини "ЗАРЯ" залишилася нерозкритою

Загадочная «Заря» и «Юбилей», растиражированный в одиннадцати экземплярах, слишком отличаются по формам, чтобы быть виклеєними в одной матрице.

В таком случае, что же за машину мы видим на фото? Название из четырех букв четко читается на переднем крыле бордового автомобиля, вполне возможно, это действительно «Заря». Есть непроверенная информация, что матрица САРБа позже была переделана, и в ней были отклеенные еще две машины – возможно, это как раз одна из них?

Наверное, что-то конкретное мог бы сказать о машину инженер-энергетик В. Г. Миллер из Луганской области, о котором говорят как об одном из вдохновителей создания стеклопластиковой легковушки в Северодонецке. И якобы автомобиль, называемый то «Зарей», то «Новинкой», был в его владении в течение 30 лет, но в 2010 г. вроде был утилизирован. Это была одна из тех одиннадцати машин типа «Турист»-«Юбилей», или что-то оригинальное?

Одним словом, бордовый тудор на фото, что родился в Украине более полувека назад, все же остается загадкой. Неужели мы так никогда и не узнаем, кто автор этого проекта и что он представлял собой на самом деле?