Украинские автомобили-самоделки 20 века: когда шейхи отдыхают

Українські автомобілі-саморобки 20 століття: коли шейхи відпочивають

Самоделка-купе «Катран» из Севастополя
/ Авто 24

Вы думаете, только арабские шейхи позволяют себе автомобили штучной работы? В прошлом столетии по количеству уникальных авто на душу населения нам не было равных. Конечно, возможности у нефтяных принцев и советских изобретателей были разные, но цель одна.

И владелец самодельного автомобиля, который отдал пять лет жизни его построении, и нувориш, который заказывает за полмиллиона “зеленых” очередного шестиколесного монстра с турбонаддувом, всегда хотели одного: получить автомобиль под свои запросы. Ну и еще немножко выделиться из общей массы населения. Как не странно, и у тех, и у других это получалось с одинаковым успехом. Интересно, что больше половины всех машин штучной работы была построена на территории Украины.

Українські автомобілі-саморобки 20 століття: коли шейхи відпочивають

В 1980-е годы большие автопробеги саморобників были ежегодными. Уникальные автомобили могли увидеть жители разных городов. К слову, принимали участие в них далеко не все саморобники: одни не хотели, другие не допускали.

Это назвали “Самавто”

Вопреки распространенному среди нынешних автофанатов мнении, самодельные автомобили советские люди строили не от бедности или дефицита. Ведь собрать транспортное средство из покупных и самостоятельно изготовленных деталей стоил не только кучу времени, но и конкретных денег – нескольких тысяч рублей.

Поскольку автомобиль считался не средством передвижения (для этого выпускались и закупались сотни тысяч автобусов и троллейбусов), а роскошью, любые автомобильные комплектующие были дорогими. К тому же – в большом дефиците, поэтому за них приходилось переплачивать. Конечно, какие-то примитивные аппараты можно было собирать из списанных в государственных автобазах узлов. Но большинству саморобників хотелось получить машину более интересную, чем заводские образцы, а такую с “чермета” не слепишь.

Любители автомобилестроения зачастую делали для себя то, чего не делал официальный автопром: спортивные купе, минивэны и дачи на колесах, амфибии, кабриолеты.

Українські автомобілі-саморобки 20 століття: коли шейхи відпочивають

Некоторые умельцы строили автомобили просто дома. На фото: житель Еревана Генрих Матевосян с помощью автокрана спускает со второго этажа многоэтажки свой наполовину готовый автомобиль

«За бутылку» не проходит

Интересно, что государство в определенной мере опекала саморобників: движение «Самавто» было объявлено полезным, а ГАИ обязано было регистрировать самодельные автомобили. Но, чтобы обеспечивать безопасность движения, на уровне законодательства были приняты специальные “Технические требования к легковым автомобилям, изготавливаемых в индивидуальном порядке”. Эта инструкция была связана с ПДД и ГОСТами и пережила три “рестайлинги”. С одной стороны, в документе обсуждались некоторые мелочи, например, радиус округления выступающих деталей, а с другой, каждая новая редакция “Требований” позволяла саморобникам использовать более мощный двигатель.

Українські автомобілі-саморобки 20 століття: коли шейхи відпочивають

Николай Дорошенко из Сумм построил купе «Мурена». Машину тогда назвали модульной (не путать с нынешними модульными платформами!): части кузова можно было менять в зависимости от типа задач по перевозке людей и багажа.

Так, если сначала, в 1960 годы, разрешался только мотоциклетный мотор, то с 1987 г. обусловливались уже не объем и не мощность, а соотношение мощности и полезной массы: 24 — 50 к. с. на тонну. После чего в стране появилась самоделка-амфибия с 6-цилиндровым двигателем от Tatra-613 объемом 3,5 л и мощностью 168 к. с.!

Правила не позволяли использовать “несущую систему кузова, выпускающийся серийно” – то есть провести самостоятельно глубокий рестайлинг стандартного автомобиля и выдать его за самоделку было нельзя. Однако, с другой стороны, тормоза и рулевое управление должны были быть только промышленного производства, от существующих легковушек.

Українські автомобілі-саморобки 20 століття: коли шейхи відпочивають

Купе с романтическим названием «Кленовый лист» построено Алексеем Мельником из Закарпатья. Кузов из дюралюминия, агрегаты ЗАЗ.

Был определен список организаций, которые официально осуществляют экспертизу самодельной автомобильной и мотоциклетной техники. Но в принципе автор самодельной конструкции мог обойтись актом технической экспертизы от общественной организации – Добровольного общества автомотолюбителей, которое было представлено в каждом городе. Интересно, что кроме этого, конструктор должен был предоставить при регистрации документы о законности приобретения всех узлов и материалов… то Есть вариант “купить за бутылку” не проходил – хотя, конечно же, существовал на практике.

Українські автомобілі-саморобки 20 століття: коли шейхи відпочивають

Стилистически выдержанный автомобиль «Мелодия» работы. Милейка из Мариуполя. Выпуклая крыша автор формировал… выстрелив из двух ружей дробью по стальному листу. В промышленности такая технология называется штамповка металла взрывом.

Как они это делали

Грамотных инженеров, техников и просто квалифицированных слесарей в стране было достаточно, поэтому большинство самодельных автомобилей отличались оригинальной конструкцией и по характеристикам были как минимум не хуже серийные. Основа автомобиля часто была каркасной – сварную пространственную раму из труб обшивали формируемым стеклопластиком, к раме же крепили узлы и агрегаты. Реже кузов был несущим, полностью склопластиковим, причем в некоторых местах его приходилось усиливать металлом. Однако, было немало увлеченных людей, которые работали по-старому – выстукивали и выгибали кузов из листовой стали.

Українські автомобілі-саморобки 20 століття: коли шейхи відпочивають

Заднемоторная купе «Катран» построил житель Севастополя Александр Федотов (см. также фото в заголовке). В его основе хребтовая рама и стальной каркас. Пассажирская формула 2+2 – одна из самых популярных в «Самавто».

Слабое место всех самоделок – внешность. Даже те, кому удавалось создать грамотный с художественной точки зрения дизайн, сталкивались с проблемой отделки. И тогда любительскую сущность машин, которые выглядели как иномарки, с головой выдавали фары, фонари, колеса и дверные ручки от “Жигулей” и “Запорожцев”. Однако, находились мастера, которые обходили и эту проблему. А один конструктор – Виктор Филоненко из Донецка, по профессии маляр, – окрасил свое серо-синее купе… маникюрным лаком. А что делать, если в начале 1980-х другого способа раздобыть краску “металлик” просто не было!

Українські автомобілі-саморобки 20 століття: коли шейхи відпочивають

Амфибия киевлянина В. Трофименко была одной из первых машин такого рода, построенных «в домашних условиях». Для выезда на необлаштований берег использовались сандтраки из резины (лежат на крыше салона).

А еще помогала саморобникам промышленность, есть заводы и фабрики, на которых можно было официально, через кассу (или иначе) заказать изготовление каких-то узлов, услуги по обработке металлов, покупку материалов – и это, кстати, одна из причин, по которым самоделки “украинского производства” отличались высоким техническим уровнем.

Українські автомобілі-саморобки 20 століття: коли шейхи відпочивають

Микроавтобус-дачу «Галатея» киевлянин Марлен Коренной построил из фанеры, оклеенной стеклохолстом. Ходовая от Nysa, двигатель от задньомоторної Skoda. Кемперы были популярны в саморобників, поскольку официально не продавались.

А напоследок скажем, что многие из самодельных автомобилей той поры сохранились до наших дней. Особого секрета в этом нет, просто большинство из них не склонны к коррозии из-за стеклопластиковый кузов, а еще потому, что в первую очередь делались “для себя” – то есть на века. Ну, а если и не на века, то до следующего возраста все же дожили.