Украина мечтает перейти на электрокары до 2030 года

Україна мріє перейти на електрокари до 2030 року

Україна мріє перейти на електрокари до 2030 року

По темпам роста рынка электрокаров Украина три года подряд в лидерах.

Украина перейдет на электромобили к 2030 году. Народные депутаты хотят прописать это на уровне закона. Для перехода создадут все условия. «Зеленые» авто освободят от еще одного налога и упростят установку електрозарядок.

Украина уже в десятке лидеров

Число электромобилей в Украине растет так быстро, что по этому показателю мы в десятке стран-лидеров. Всего в Украине зарегистрировано почти 27 тысяч. «Зеленых» авто. Из них более 7 тыс. Украинцы купили за этот год. Для сравнения, в прошлом году купили 5,3 тыс. Электрокаров — вдвое больше, чем в 2017 году. Росту продаж способствовало упразднение таможенных пошлин и налогов на ввоз электромобилей.

Но пока что общее число электромобилей в стране небольшое. Доля электрических машин в продажах составляет всего 3-3,2%. Для сравнения, в Норвегии половина купленных авто — электрокары.

Однако, через пять лет в Украине уже будет 246 тыс. Авто с электродвигателем, прогнозируют аналитики IRS Group. Темпы продаж электромобилей продолжат расти за счет «обнуления» налогов. Льготное растаможивание будет действовать до 2021 года. Украинцы могут ввозить электромобили и не платить ни копейки за растаможку не надо платить НДС, и акцизный сбор — 1 евро за каждый кВт емкости аккумулятора. Пошлина в 10% парламент отменил еще в 2015 году. Остается только сбор в Пенсионный фонд — 4,8%, его платят при регистрации авто. Есть большая вероятность, что и этот сбор отменят.

Еще меньше налогов и больше льгот

Через десять лет Украина должна перейти на электромобили. Депутаты прописали это в проекте закона №2532.

«С целью сохранения окружающей среды, выполнения международных обязательств по уменьшению выбросов в атмосферу, улучшение экологического состояния в городах, а также уменьшение зависимости экономики от импорта нефти и нефтепродуктов, государство определяет своим приоритетом переход на электрический автомобильный транспорт к 1 января 2030 года», — говорится в одном из пунктов проекта.

Что изменит законопроект:

  • до 31 декабря 2022 года отменяется Пенсионный сбор при регистрации электромобиля;
  • до 31 декабря 2024 года электромобили с зелеными номерными знаками смогут ездить по полосе общественного транспорта;

Кабмин должен разработать держрограму льготного кредитования и страхования на покупку электромобиля. Также правительству поручается создать программу по развитию украинских производителей электрокаров, производства и утилизации аккумуляторных батарей.

Зарядные станции не выгодны бизнесу

Большая часть пунктов проекта касается зарядных станций для электромобилей. На сегодня в Украине насчитывается 2054 зарядные станции 4069 с точками подключения, посчитал сервис PlugShare. Для сравнения в 2014 году в Украине было всего 35 зарядных станций всех типов. На одну зарядную станцию в стране приходится семь электромобилей (примерно 3,5 на каждую зарядную точку). Это можно сравнить с показателями стран Европы.

Но 95% зарядок в Украине — это медленные станции переменного тока, говорит Игорь Ковалев, руководитель направления YASNO E-mobility. Время зарядки на них исчисляется часами. Большинство станций расположены в крупных городах. Дефицит мощности электросетей на трассах и невысокий спрос со стороны владельцев электрокаров затрудняют развитие инфраструктуры между крупными городами.

Подключать новые зарядные станции сложно из-за бюрократии. «Сфера практически не урегулирована. Для подключения зарядных станций больше работают личные связи, чем прописан механизм. Подключить зарядную станцию сложно — нужно делать проект, выводить точку подключения, даже если речь о станции малой мощности», — отмечает Александр Кравцов, директор компании Electrocars.

Но самая большая проблема — они не выгодны бизнесу, говорит Артем Коломоец, менеджер по продажам компании E-Line, которая производит станции зарядки электромобилей.

«Даже несмотря на то, что электромобилей становится больше, процент электромобилей — невысокий. Наличие зарядной станции может быть дополнительным маркетинговым ходом для ресторанов, жилых комплексов, парковок, чтобы привлекать дополнительных клиентов. Но именно зарабатывать на этом рано», — говорит Артем Коломоец.

Большую часть сложностей должен решить проект закона:

  • до 31 декабря 2024 операторам зарядных станций не нужно получать лицензию;
  • до 31 декабря 2022 года не нужно будет платить за подключение и выделение мощностей для операторов автомобильных зарядных станций.
  • к элементам благоустройства добавятся токоприемники подключения электромобилей к сети внешнего освещения и внешней рекламы;
  • новые автозаправки, которые строятся за городами, должны быть оборудованы зарядными станциями.

«Проект закона дает больше преференций скоростным станциям заряда. А они создают нагрузку на мощность. В городах должны быть льготы для всех зарядных станций, что не перенавантажуватимуть энергетику района, обеспечат эффективное и экономное для автомобиля потребления. Не нужно забывать о медленные зарядные станции в городах «, — говорит Александр Кравцов.

Если электромобилей станет больше, то продажи бензина упадут. А акциз с топлива направляется в Дорожный фонд. Чтобы дороги не остались без финансирования, введут новый налог. Это предусмотрено законопроектом №2532. С 1 января 2025 года налог будет взиматься с деятельности операторов зарядных станций. Сбор будет начисляться по объему потребленной энергии.

Реально ли Украине перейти на електромобіліПереорієнтація на электромобили — глобальный тренд. Ряд стран мира уже заявили, что откажутся от продаж машин с двигателем внутреннего сгорания через 10-25 лет. Норвегия собирается перейти на электромобили уже к 2025 году. Германия вовсе предлагает запретить авто с ДВС во всем Евросоюзе с 2030 го. Великобритания планирует сделать это в 2032-м, Индия — в 2030-м, а Франция — в 2040-м. Да и сами автопроизводители начали ориентироваться на производство гибридов и электромобилей. В частности, это связано со все большим ужесточением требований к количеству выбросов автомобилями.

«За пять лет в Украине произошло электромобильные революция. Люди понимают, что электромобили выгодны. Электрокаров становится больше и они все разнообразней. А зарядных станций сейчас у нас больше, чем в любой соседней страны. За десять лет Украина может прийти к тому, чтобы все продажи частного транспорта составляли электромобили. Это вполне реально «, — считает Александр Кравцов.

Важно, чтобы при попытках урегулировать ряд актуальных для рынка электромобилей вопросов не вводились регуляторные барьеры, говорит Игорь Ковалев. Так, законопроект предусматривает, что с 2025 года деятельность електрозарядок может стать лицензируемой.

«Европейская же практика исходит из того, что зарядка электромобилей является услугой и, соответственно, не регулируется, как поставка электроэнергии. А зарядная станция является конечным потребителем электроэнергии, соответственно, не является субъектом, который может поставлять электроэнергию. Например, в той же Директиве ЕС 2014/94 / EU Аlternative Fuels Infrastructure (AFI) Directive зарядка электромобиля называется services to customers, то есть услугой. В п. 8 статьи 4 Директивы указывается, что операторы зарядных станций должны иметь возможность покупать электроэнергию у любого поставщика электроэнергии, а не трейдера, как это было бы, если бы перепродавали электроэнергию», — отмечает Игорь Ковалев.

Создание новых административных барьеров может привести к замедлению развития рынка электромобилей, и соответственно сделать их менее доступными для широкой аудитории пользователей.