В Украине разгорается громкий скандал вокруг ремонта дорог

Прошлогодний информационный скандал вокруг «дробления» автомобильных дорог на участки по 40 метров, чтобы избежать стандартной процедуры выбора участников тендеров по их ремонту в системе Prozorro, мог оказаться политическим заказом против одного из чиновников «Укравтодора», пишет Автотема со ссылкой на Главком.

Журналисты опубликовали выводы ряда структур – включая юридическую экспертизу, выводы Держаудитслужби, Счетной палаты, Института законодательства имени Корецкого, в соответствии с которыми распространенная ранее информация о причастности Тернопольской службы автодорог к схеме по «распилу» автомагистралей на участки в тендерной документации, не до конца соответствует действительности.

«Утверждение перечня объектов строительства, реконструкции, … ремонте автомобильных дорог общего пользования местного значения … согласно законодательству принадлежит к компетенции областной государственной администрации», – отмечают юристы украинского офиса одной из крупнейших мировых юрфирм Dentons.

То есть, по словам юристов, Служба автомобильных дорог не имела права на самостоятельное определение предмета закупок (и не делала этого), но имела право на организацию и проведение таких закупок согласно закону о государственных закупках, выполняя распоряжение Тернопольской ОГА.

Эти же выводы подтверждают и в Государственной аудиторской службе, которая является главным контролером расходования средств налогоплательщиков. Перечень «дробленных дорог», по их данным, подписывал начальник управления капстроительства Тернопольской ОГА Виктор Кузяк, а утверждал – заместитель председателя облгосадминистрации Олег Валов, пишет издание.

В судебных решениях по делам, в которых областную Службу автодорог пытались привлечь к административной ответственности, также сказано, что решение по дорогам принимала ОГА. В действиях чиновников Тернопольского автодора состава правонарушения не нашли.

Издание отмечает, что, по данным Офиса эффективного регулирования BRDO, «разбивка» дорог на множество участков для снижения суммы до «дотендерної» (то есть, менее 200 тыс. грн) активно применяется по всей Украине.

И Тернопольская область – далеко не лидер в этом списке. Его, по объемам выполненных работ по такой схеме, возглавляют Киевская, Харьковская и Днепропетровская области.

«Такой информационный шум может указывать на то, что ведется какая-то политическая игра. Например, в случае с «дорогами по 40 метров» в Тернополе речь может идти о противостоянии вокруг должности заместителя председателя «Укравтодора», который должен быть назначен именно в период, когда разгорелся скандал. Претендентами на должность были глава Службы автомобильных дорог в Тернопольской области Богдан Юлик (по результатам конкурса впоследствии стал начальником отдела контроля и документального обеспечения «Укравтодора», пройдя все необходимые проверки) и протеже министра инфраструктуры Владимира Омеляна председатель «Укрдорінвесту» Елена Криворучко, которая была назначена на свой пост после консультаций с международными партнерами», – отмечается в материале.

Журналисты напоминают, что громче всех против Юлика выступал как раз Емельян, который даже сравнивал чиновника с Остапом Бендером. Он же требовал от руководителя «Укравтодора» Славомира Новака немедленно освободить Юлика. После назначения Юлика на новую должность уже весной 2019 года, о «скандале» снова вспоминали СМИ, на что Новак отреагировал, назвав шумиху «политически мотивированным».