Суды отменяют еще один незаконный штраф

Полиция и суды разошлись во взглядах относительно того, какой цвет должны иметь указатели поворотов.
Суди скасовують ще один незаконний штраф
В последние годы в Украине появилось значительное количество автомобилей с красными «поворотниками». В основном, это автомобили, произведенные для рынка США, которые затем ввезены в Украину. На этих авто устанавливались указатели поворотов именно красного цвета, согласно стандартам США. Кроме того, на дорогие встречаются случаи наличия указателей поворотов синего или белого цвета.

Большинство водителей раньше не обращали внимания на такую мелочь, как цвет указателей поворотов их авто. Так было много лет, но вдруг все изменилось.

Полиция начала штрафовать за цвет габаритов, которые отличаются от желтого.

По словам правоохранителей, пунктом 6.1.5 Национального стандарта Украины «Колесные транспортные средства. Требования по безопасности технического состояния и методы контроля» ДСТУ 3649:2010 предусмотрено требования к цвету указателей поворотов, а именно передние и задние должны быть желтыми. Это требование было введено в действие с 2017 года.

Согласно п.п.9.1.а ПДД указатели поворотов являются предупредительными сигналами. При этом, согласно с частью 2 ст. 122 КУОАП за использование предупредительных сигналов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов предусмотрен штраф 425 грн.

Следовательно, использование красных указателей поворотов или их установки на авто полицейские считают основанием для остановки автомобиля и наложение штрафа.

Но действительно ли это так? Соответствуют ли действия полицейских требованиям закона?

Во-первых, нужно учитывать, что автомобили, которые прошли государственную регистрацию, одновременно прошли проверку на соблюдение всех правил и стандартов.

Тем более, что импортируемые транспортные средства перед первоначальной государственной регистрации должны получить сертификат соответствия, о чем ранее рассказывала судебно-юридическая газета.

Судья Монастирищенского районного суда Черкасской области закрыл производство в деле № 702/993/19, поскольку установил, что транспортное средство, оборудованный красными указателями поворота, прошел процедуру государственной регистрации транспортного средства, которая свидетельствует о соответствии данного транспортного средства действующим нормам и стандартам.

Такая же история случилась по делу № 544/1223/19, истец предоставил к суд сертификаты о том, что транспортное средство может быть зарегистрирован и/или допущен к участию в дорожном движении без дальнейших процедур утверждения, установлены устройства освещения и мировой сигнализации отвечают требованиям действующих в Украине нормативных документов.

Судья Королевского районного суда г. Житомира столкнулся с этим при рассмотрении дела № 296/2752/20, когда выяснилось, что внешние световые приборы на верхней части кабины (фары/прожекторы), предусмотренные заводом-изготовителем, является разрешенной заводской опцией, имеют заводские крепления, наличие установленных прожекторов предусмотрена в заводской книжке транспортного средства.

Курьезная ситуация случилась в городе Кривой Рог.

У истца на автомобиле AUDI S4 с государственным номерным знаком указатель поворота сзади автомобиля был красный. Автомобиль не был никоим образом переоборудован, сертифицирован в Украине (при регистрации автомобиля был подан соответствующий сертификат, оригинал которого хранится в ТСЦ) и пригоден к эксплуатации. С момента приобретения автомобиля изменения в его конструкцию не вносились.

Полиция же уверена была в возбуждении, поскольку согласно ДСТУ 3649-2010 п. 6.1.5 передние и задние указатели поворота должны быть желтого цвета.

При этом ни одна из сторон не отрицала факта установления заводом-изготовителем на автомобиль поворотов красного цвета.

Саксаганский районный суд. Кривого Рога Днепропетровской области в деле № 214/7148/19 даже отказался истребовать доказательства, поскольку обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию (истец подал ходатайство об истребовании доказательств, а именно просил истребовать у ООО «Порше Украина» документы или справку, которая сообщит информацию, устанавливались заводом-производителем указатели поворотов красного цвета зззаду на это автотранспортное средство).

Во-вторых, суды требуют от должностных лиц, которые составили постановление о нарушении ПДД, объяснить конструкции какого именно транспортного средства, согласно классификации, не соответствуют габариты, которые другого цвета, а не желтого, и каким именно документом предусмотрена конструкция автомобиля.

В-третьих, в деле № 536/1461/19 адвокат обосновал, что устанавливать боковые габаритные огни желтого цвета нужно не на любые транспортные средства, а лишь на те, которые имеют длину более 6 метров и годом выпуска от 2003 года и более новые (речь здесь не идет о легковой транспорт).

В протоколе об административном правонарушении, который фигурировал в этом деле, не указано, какую длину имел транспортное средство, которым управлял «нарушитель».

Отдельно следует остановиться на позиции Седьмого апелляционного административного суда по делу № 686/17585/19, который особое внимание обращает на то, что ответственность по ч. 2 ст. 122 Куоап в контексте спорных правоотношений предусмотрена за нарушение правил пользования внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направлении, использование этих приборов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов.

То есть из приведенного следует, что законодатель разделяет понятия «внешний осветительный прибор» и «предупредительный сигнал».

Не указывается световые указатели поворота и в разделе 19 «Пользование внешними осветительными приборами» Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ № 1306 от 10 октября 2001 г., что относят световые указатели поворота в предупредительных сигналов (Раздел 9 Правил).

Кроме того, словосочетание диспозиции ч. 2 ст. 122 Куоап «использование этих приборов и их переоборудование с нарушением соответствующих стандартов» касается именно внешних осветительных приборов и не касается предупредительных сигналов.

Ответственность по указанной норме может наступать только в случае нарушений правил пользования предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направлении.

Напоследок надо помнить, что Украина подписала Женевскую конвенцию, ратифицировав ее действие на всей территории Украины, приложением к которому является, в частности, Правила ЕЭК ООН №48-02, которые допускают использование задних указателей поворота красного цвета.

Судебная практика свидетельствует о том, что полиция не составляет соответствующие акты проверки технического состояния автомобилей и присоединяет их к постановления о привлечении к ответственности; не тратит время, чтобы доказать, что автомобиль переобладнувався с момента начала его эксплуатации. Более того, в одном деле правоохранители даже не пытались объяснить, почему они решили, что указанный ими цвет является именно красным, а не желтым и не назначили и не провели ни одной экспертизы по определению цвета. Это при том, что визуально не всегда возможно точно определить цвет.

Поэтому практика штрафов за подобные «нарушения» выглядит крайне сомнительной и такой, что не соответствует духу закона.