Розкоксування двигателя своими руками: как удалить нагар из цилиндров

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування: как убрать нагар с цилиндров

Чтобы удалить нагар из цилиндров двигателя, погружаться в столь глубокие технические вопросы автовладельцу совсем не обязательно. Но когда встает вопрос об экономии десятка-другого тысяч гривен, поинтересоваться деталями все-таки стоит.

Тема нагара в цилиндрах нарушается тогда, когда падает мощность, поднимается расход топлива и масла. Причиной этого может быть банальный износ поршней, их колец и стенок цилиндров. Из-за этого падает компрессия в цилиндрах и много масла остается в камере сгорания.

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Углеродистые и лаковые отложения в кольцевых канавках поршня ограничивают подвижность колец в них. Это приводит к потере мощности и вгоранню масла.

Но есть еще одна причина, не менее вероятная – залегание колец в канавках поршней. Это случается из-за накопления в этих местах нагара – смолистых продуктов перегрева, горения масла и топлива. О причинах этого можно написать отдельную статью, а в нашем случае важно то, что нагар, забивая канавки, ограничивает подвижность колец в канавках.

Из-за этого кольца не уплотняют как следует зону контакта поршень-цилиндр и не снимают масло со стенок последнего. То есть двигатель демонстрирует те же проблемы, что и при износе.

Таким образом, очистке деталей цилиндро-поршневой группы от нагара может заменить серьезный ремонт двигателя, связанный с его разборкой. Особенно приятно для владельца то, что розкоксування можно сделать без разборки мотора.

Способы удаления нагара из двигателя

Специалисты автосервиса разработали два основных способа очистки деталей двигателя от нагара: мягкий, растянутый и более жесткий, ускоренный. В обоих случаях используются специальные препараты, которые размягчают углеродные отложения и способствуют их удалению с внутренних поверхностей вместе с топливом, маслом и газами. При этом очищаются не только поршни и кольца, но и вся система смазки.

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

В левого поршня канавки чистые, лаковые отложения в них не мешают кольцам, но углеродный нагар (черный) в верхней части провоцирует ускоренный износ цилиндра. Дело – новый поршень.

Препараты мягкой работы – промывки – прилагаются, согласно инструкции, в масло за несколько сот километров до его замены. И постепенно смывая отложения, забирают их вместе с маслом в масляный фильтр или вместе с отработанными газами в выхлопную систему.

Ускоренные промывки называют «пятиминутками», поскольку их добавляют в масло непосредственно перед заменой и дают мотору поработать на смеси около 5 минут. Этот способ более эффективен, но некоторые владельцы имеют против него предубеждение. Якобы непомерно “злой” препарат может сорвать с внутренних деталей слишком большие фрагменты нагара, которые могут закупорить масляные каналы или засорить седла выпускных клапанов.

А для запущенных случаев опытные мотористы произвели еще одну технологию – к слову, согласованную с экспертами одного из самых авторитетных производителей автохимии.

Для особо грязных моторов

Данный метод предусматривает применение промывки-“пятиминутки” как наиболее концентрированного препарата. И он используется в два этапа.

Во-первых, упаковка делится на две половины. Первая часть заливается равными порциями в свечные отверстия каждого цилиндра. Через пару минут двигатель нужно провернуть несколько раз вручную “кривым стартером” или за ведущее колесо с включенной передачей.

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

С помощью медицинского шприца в цилиндры наливают равные порции высокоэффективной промывки- «пятиминутки». Процедура повторяется.

Во-вторых, нужно снова разделить половину препарата на равные части по количеству цилиндров, снова залить промывки через свечные отверстия и оставить двигатель «відкисати” со свечами, вкрученными на своих местах для меньшего испарения. Через несколько часов, например, на утро свечи нужно выкрутить и, проворачивая коленвал при помощи стартера, выгнать остатки промывки из цилиндров.

После чего свечи окончательно возвращаются на свои места и автомобиль отправляется в пробег на 30 – 40 км, во время которого нужно поддерживать повышенные обороты двигателя в диапазоне 3000-4000 об/мин.

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

В первые минуты после розкоксування двигателя по интенсивным методом из выхлопной трубы выходит много дыма – сгорает препарат-промывка.

Во время работы двигателя на высоких оборотах рабочая смесь выносит из цилиндров растворенные отложения и остатки загрязненного препарата. Кольца, активно двигаясь в своих канавках, помогают удалению с них нагара. После этого нужно заменить масло и фильтр.

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

После двойного отмачивания поршней и цилиндров промывкой-”пятиминуткой» двигателю нужно дать поработать около получаса на 3000-4000 об/мин.

Для контроля результатов можно использовать компрессометр или leak-тест – диагностику двигателя на утечку воздуха. На автомобили Daewoo Lanos 1,5, который позировал нам при написании этой статьи, показатели leak-теста изменились следующим образом:

Номер цилиндра

Утечка воздуха до промывки, %

Утечка воздуха после

промывки, %

1

50

35

2

30

25

3

50

25

4

30

25

Таким образом, после розкоксування цилиндро-поршневой группы двигателя Daewoo Lanos c пробегом около 210 тыс. км компрессия в цилиндрах выровнялась. После удаления нагара с поршней ее показатели вернулись к природных значений, характерных для данной модели двигателя при указанном пробеге.

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Розкоксування двигуна своїми руками: як видалити нагар з циліндрів

Leak-тест показал положительный результат промывки двигателя за интенсивным методом: утечка воздуха из двух худших цилиндров уменьшился вдвое, с двух лучших – на 17% в каждом.

Рекомендация Авто24

Имейте в виду, что заранее знать истинную причину нарушения компрессии двигателя нельзя: возможно, это износ, а возможно, всего лишь отложения нагара. Но все же работу с «лечение» двигателя стоит начать именно с вышеописанной процедуры розкоксування – даже если она окажется бесполезной, потраченная на нее сумма несопоставима с затратами на полноценный ремонт. Который, возможно, удастся отменить или надолго отложить.