Правильный шиномонтаж: почему нельзя затягивать колесные болты «от души»

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

Как правильно затягивать колесные гайки
/ GettyImages

Многие до сих пор убежден, что чем сильнее затянуть болт, тем лучше. Может, где-то этот постулат и работает, но только не в деле крепления колес. Все автомобилисты знают, как правильно затягивать колесные болты (гайки)?

Любое резьбовое соединение рассчитано на определенный момент затяжки – именно поэтому болт делается той или иной длины и толщины, и именно поэтому выбирается тот или иной шаг резьбы. То есть усилие, с которым автомеханик давит на гаечный ключ, не может быть «на глаз». Хотя бы потому, что в различных узлах усилия может отличаться в разы.

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

При установке колес важен не только порядок затяжки болтов (гаек), но и усилия затяжки каждого из них.

Например, в отношении колесных болтов, скажем, у Вазов они должны быть затянуты с усилием 70 Нм, а у многих Volkswagen’ів – целых 160 Нм. Почему мы говорим именно о колеса? Потому что от их крепления зависит очень многое.

Невидимый перекос

Затягивая крепления колес, нужно не только выдержать нужное усилие, важно также затянуть все болты или гайки равномерно. Потому что крепление колеса, недотягнуте или пережатое с одной стороны, может нарушить работу тормозов. Мощная резьба позволит перекосить колесо и тормозной диск так, что это приведет к биению последнего в пределах 0,01 – 0,05 мм. Это немного только на первый взгляд, а на самом деле эта цифра сопоставима с рабочим ходом колодок. То есть даже в отведенном, «расторможенном» состоянии они могут тереться о диск и мешать его вращению.

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

В идеале диски проверяют на биение с помощью индикатора-микрометра, но неправильно прикручено колесо может все испортить.

И то, что автомобиль будет хуже катиться и потреблять больше горючего в такой ситуации, еще полбеды. Куда хуже, что диск и другие детали этого механизма будут постоянно нагреты. В лучшем случае, это приведет к преждевременному старению материала колодок, а в худшем – может спровоцировать однажды закипания жидкости и отказ тормозов.

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

На первом фото показан перекос диска, вызванный в числе прочего и неправильным затягиванием колесного крепления.

Машина или не сможет остановиться, или при резком торможении вылетит на тротуар или «встречку». Коварство ситуации еще и в том, что истинную причину аварии никто может и не догадаться. Поэтому так важно затягивать колеса и равномерно, и с нормированным усилием.

Не переусердствуйте

На фоне вышеописанных угроз последствия, к которым приводит чрезмерное усилие при затягивании колес, кажутся не такими уж и страшными. Как показывает опыт, болты или гайки колес чаще перетягивают, чем недозатягують. Чрезмерное усердие шиномонтажника, вопреки распространенному мнению, совсем не обязательно приводит к повреждению резьбы – иногда болт или шпилька крепления колеса просто ломается. Хорошо то, что сломана шпилька с гайкой или болт отваливается сразу, и только невнимательный водитель может отправиться в дорогу с незакрепленным толком колесом.

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

Если обслуживать автомобиль по науке, то затягивать колесные болты (гайки) нужно именно таким ключом.

А испорченная резьба чаще всего – следствие перекоса болта или гайки при его насадке, в первый момент соединения этих деталей. Но это тема отдельного рассказа, и мы к ней вернемся в другой раз.

Как следить за затяжкой?

Конечно, закручивать колесные гайки с динамометрическим ключом в наше время никто не будет – это слишком хлопотно. Но есть и другие способы контроля.

Прежде всего, нужно знать момент затяжки для своей машины. Было бы неплохо как-то все-таки взять динамометрический ключ и затянуть крепления с его помощью, чтобы руки хотя бы приблизительно «запомнили» требуется усилия. Учитывайте, конечно, при этом длину ключа — того, который с динамометром и вашего личного.

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

На профессиональных гайковертах можно выставлять силу затяжки, но шиномонтажки не всегда уделяют этому вопросу внимание.

Кстати, о личном. Старайтесь использовать штатный балонный ключ из комплекта автомобиля, ведь конструкторы делают его именно той длины, при которой можно затягивать гайки не сильнее обозначенного для данной машины усилия. Работникам шиномонтажей, которые используют пневмо — или електрогайковерти, проще: они могут задавать момент затяжки на самом инструменте. Поэтому при обращении на шиномонтаж будет достаточно лишь напомнить работнику с «пистолетом» о том, что производитель вашей машины определил такой-то момент затяжки колесного крепежа.

Рекомендация Авто24

Если вы меняете колеса сами, не оставляйте без внимания работника, который занимается вашей машиной. Поинтересуйтесь у него, с каким усилием он будет затягивать крепления ваших колес, и проследите, чтобы он по итогу не сорвал резьбу. Или прибегайте к услугам только проверенных СТО и сетевых шиномонтажных пунктов, где сотрудники отвечают за свои действия – или где можно найти управу на бракоделов, обратившись к вышестоящему руководству.

Важнейшие автоновости —

в telegram-канале Авто24

Правильний шиномонтаж: чому не можна затягувати колісні болти "від душі"

ПОДПИСАТЬСЯ