Права покупателей подержанных авто хотят защитить законом

Права покупців вживаних авто хочуть захистити законом

Можно ли вернуть продавцу б / у автомобиль или по крайней мере рассчитывать на устранение скрытых недостатков, которые возникли в первые дни эксплуатации?

На украинском авторынке значительно преобладают сделки по покупке подержанных автомобилей. В течение года продается около 70-80 тысяч новых легковушек и почти миллион бывших в употреблении («свіжопригнані» вместе с внутренними перепродажами).

Каждая покупка авто с пробегом является в некоторой степени рискованной, ведь не все важные параметры можно самостоятельно проверить так, чтобы на 100% быть уверенным в полной исправности или безаварийном прошлом авто. Порой бывает так, что что-то и «вылезает» за несколько дней или недель после покупки.

Например – после замены моторного масла появился дым в отработавших газах, а запуск мотора стал неуверенный. Такое может случиться, если продавец, зная о сильная степень износа двигателя, воспользовался присадкой в масла, которая временно замаскировала дефекты, а выявить это на практике средствами предпродажной диагностики довольно сложно. Бывает, что на месте подушек безопасности остаются лишь «реставрированные» панели, а контроллер ейрбегів «перепрошит», поэтому на компьютерной диагностике оператор видит: якобы все в порядке.

Перечень подобных примеров можно продолжать, но лучше исследовать вопрос того, как украинское законодательство защищает (и защищает ли вообще) права покупателей подержанных автомобилей, если те столкнулись с определенными техническими недостатками машины, которые продавец скрыл перед продажей. Или же тех, кто просто желает вернуть авто, если оно исправно, но не оправдало ожиданий, — например, по уровню комфорта или расходами топлива.

Чтобы разобраться, можно подержанный автомобиль (подобно, как большинство потребительских товаров), вернуть продавцу (физическому или юридическому лицу) в 14-дневный срок, или же требовать гарантийного устранения недостатков, если таковые возникли после покупки, мы воспользуемся комментарием Держпродспоживслужби, который был предоставлен редакции.

Закон Украины «О защите прав потребителей» не регулирует отношения, что возникают между двумя физическими лицами при купле-продаже товара. В случае возникновения спорных вопросов, единственный законный путь их решения – обращение в суд. Возврат товара (авто) в течение 14 дней, устранение недостатков после продажи, в таком случае законом не предусмотрено, сказано в комментарии ДПСС.

Итак, покупая авто «с рук», покупатель фактически никак не защищен от обмана его продавцом относительно технического состояния, реального пробега, аварийного прошлого или других подобных, и не менее важных моментов, касающихся подержанного автомобиля. Именно поэтому перед покупкой авто нужно тщательно проверять. Лучший способ – обратиться к экспертам по подбору авто, или на СТО, которое специализируется на конкретной марке авто.

Разбираться в судебном порядке, при возникновении претензий, конечно, можно. Однако процесс этот недешевый (государственные сборы, экспертизы, услуги адвоката) и точно не оперативный. Конечно, и без никаких гарантий, кто в таком споре победит.

Покупка машины на «автокомісі»

Возможно, покупатель более защищен законом, если покупку подержанного автомобиля осуществит на комиссионной площадке или у дилера, который реализует легковушки с пробегом? Ведь «автокоміси» в основном являются юридическими лицами, с адресом, реквизитами и заключают договор о продаже автомобиля. Специалисты Держпродспоживслужби, ссылаясь на тот же закон «О защите прав потребителей», отметили, что возврат товара надлежащего качества в срок до 14 дней возможно только в случае, если он не использовался и сохранен его товарный вид. Что автоматически исключает подержанные автомобили из-под действия этой нормы.

Относительно гарантии – в законе сказано следующее: «относительно непродовольственных товаров, которые находились в использовании и были реализованы через розничные комиссионные торговые предприятия, требования потребителя удовлетворяются по согласию продавца».

Простыми словами – если «автокоміс», который торгует подержанными авто, проявил собственную инициативу по определенной гарантийной поддержки своих товаров, и это прописано в договоре, тогда покупатель имеет шансы на послепродажную поддержку. В целом же законодательство не требует гарантийной поддержки «бэушных» автомобилей продавцами-юридическими лицами. А в случае возникновения спорных ситуаций, опять же остается единственный вариант – обращаться в суд.

Итак, ситуация с защитой прав потребителей в сегменте автотранспорта с пробегом чиним законодательством фактически не регулируется. Продавцы, как частники так и «автокоміси», не обязаны отвечать перед продавцом фактически никак. «Скрученный» пробег, отсутствуют подушки безопасности, «перепрошиті» блоки управления электроникой и другие подобные дефекты, которые можно выявить только после осмотра профессионалом, могут перейти в собственность покупателя вместе с автомобилем. И предотвратить это на уровне закона, на практике, сейчас невозможно. Единственное «окошко» — проявление доброй воли «автокомісами», которые могут предоставлять определенную гарантию на подержанные авто, на собственное усмотрение.

Поэтому получается так, что новый тостер или электродрель, стоимостью несколько десятков «условных», можно вернуть в магазин, или же рассчитывать на гарантийную поддержку от продавца или производителя. Потому что это новые товары. Автомобиль с пробегом, ценой в несколько тысяч долларов или евро — «кот в мешке», покупая который человек может рассчитывать лишь на квалифицированную помощь эксперта, собственное везение или порядочность продавца.

В новом украинском парламенте уже звучат инициативы урегулировать этот вопрос, хотя конкретных законопроектов еще нет. По мнению законодателей честным продавцам бояться нечего, а вот любителям хитростей введение определенных правил продажи (как-то описание всех известных недостатков в договоре или объявлении, ответственность за «відмотаний» пробег подобное), которые бы работали без обращения в суд, помогли бы торговать более честно.

С другой стороны все расходы по контролю и проверке технического состояния, реального пробега и других параметров в итоге лягут на плечи конечного покупателя не зависимо от его желания рисковать. А в существующей ситуации покупатель имеет выбор: рисковать и покупать «кота в мешке», или потратить небольшую сумму (относительно стоимости авто) и воспользоваться услугами профессионалов, которые найдут скрытые недостатки и помогут снизить цену авто, или вообще посоветуют отказаться от покупки.