Почему некоторые заводы делали авто вместо ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Не машина – космос: почему они строили авто вместо ракет
/ GettyImages

Изучая на досуге автомобили, произведенные аэрокосмическими компаниями – а таких оказалось немало, эксперты Авто 24 заметили в них определенную закономерность… Разберемся вместе, почему они получились именно такими.

Казалось бы, автомобиль куда проще самолета или межпланетной ракеты. Для аэрокосмических компаний спроектировать наземный транспорт – не проблема, и понятно, почему они выпускали машины настолько разных классов. Но мы заметили другое: все они – уникальные если не в одном, то в другом и заметно отличаются от своих собратьев чисто автомобильных марок.

BMW

Компания “Баварские моторные заводы” с первых дней была связана с небом, даже место расположение было выбрано исходя из близости крупного авиастроительного завода.

Многоцилиндровые двигатели для самолетов принесло компании настоящий успех, но по итогам Первой Мировой войны немцам запретили иметь военную авиацию и “моторные заводы” взялись за наземный транспорт.

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Уже через несколько лет в ее линейке начали появляться статусные автомобили — родстеры, купе и кабриолеты с высокими показателями динамики. Сделать машину быстрой и комфортной умели и умеют много автопроизводителей. Но дать ей при том великолепную управляемость и потрясающую надежность — это уже дано не каждому конструктору, даже если еще вчера он проектировал 12-цилиндровые авиационные моторы для истребителей и бомбардировщиков.

Но настоящей, непревзойденной фирменной фишкой автомобилей BMW всегда были моторы. В настоящее время они сочетают в себе мощность, надежность и экономичность. И, между прочим, доступность — ведь используются они не на эксклюзивных суперкарах, а на серийных многотиражных моделях.

Matra

Французская компания, известная как производитель авиационно-космического оборудования и вооружения, в ХХ веке понемногу играла с автотранспортом. Одна из ее первых моделей – легкое спорткупе Matra-Bagheera (1973-1980 г.).

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

По традиции тех лет, купе Matra-Bagheera базировалось на агрегатах массовой модели, конкретно Simca 1100, но разительно отличалось не только от нее, но и от большинства известных авто. Это был среднемоторный автомобиль с пластиковыми деталями кузова, экспрессивным дизайном и трехместным (!) салоном. Благодаря грамотной конструкции эта маломощная (1,3 л – 84 к.с.) машина оказалась динамичнее конкурентов, в частности, Alfa Romeo GT 1300 Junior.

Saab

Шведская авиационная компания развернула параллельное с самолетами производство легковушек за желания диверсифицировать производство, но автомобиль модели SAAB 9-2 вышел сразу инновационным. Полностью независимая подвеска (сзади – торсионная, спереди – свечная!), передний привод, поперечно расположенный силовой агрегат, высокие аэродинамические качества. Обтекаемый кузов изготавливали как цельный монокок и уже в нем вырезали оконные и дверные проемы.

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Двигатель первых автомобилей Saab был бюджетным по конструкции (2-тактный 2-цилиндровый мощностью 25 к.с.), но уже через две недели после начала выпуска машина вышла на старт ралли и заняла второе место в классе. Впоследствии спортивная харизма и интересные технические решения стали фишкой автомобилей этой марки, например, именно после появления удачной модели Saab 9-9 Turbo во всем мире получили распространение наддувные моторы. Разгон до сотни за 9,2 секунды при 143 к.с. – в 1977 г. это было очень серьезно.

Messerschmitt

Поставщик истребителей для фашистской армии долгое время после мая 1945 года не имел права заниматься авиацией. Поэтому авиастроительная компания Messerschmitt решила загрузить свои производственные мощности наземным транспортом. И поскольку разоренная войной Европа полноценное авто себе позволить не могла, выбор сделали в пользу эрзац-машины, мотоколяски на трех колесах и с одноцилиндровым моторчиком. Модель Messerschmitt KR200 запустили в серию в 1955 г., и она была спроектирована по всем правилам инженерной науки: рама, кузов, панорамное стекло, подвеска с гідроамортизаторами, электрооборудования с фарами, задними огнями и дворниками.

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Водитель и пассажир Messerschmitt KR200 сидели друг за другом, как в кабине боевого самолета, а посадка-высадка в салон происходила через фонарь кабины, который откидывался вверх – опять-таки по-истребительном. Впрочем, существовало несколько версий кузова, где остекление и крыша были решены по-своему. Для движения задним ходом двигатель нужно было заглушить, а потом … запустить в обратном направлении – двухтактный цикл позволял такие вольности.

“Кабіненроллер” был растиражирован в количестве 26 тыс. экземпляров и выпускался до 1964 г.

Камов

На севере нашей планеты полно мест, куда не доехать ни на одном автомобиле, но собаки и олени – для ХХ века тоже не вариант. Поэтому в конце 1950-х вертолетном КБ Николая Камова поставили задачу спроектировать аэросани на заказ советской почтовой службы. Сроки поджимали, и авиаторы нашли технически красивое решение: превратили на аэросани серийный автомобиль. Так вертолетчики создали незаурядный почтовый автомобиль “Север-2”: впереди “Победа”, а сзади – самолет… Кузов фастбэка ГАЗ М20 “Победа” усилили, чтобы пристроить сзади сверху авиационный двигатель – дев’ятициліндрову “звезду” мощностью 260 к.с. (с приводным компрессором, между прочим!)

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Переднюю подвеску саней «Север-2» оставили «Побєдовську», только расширив колею и заменили колеса лыжами, а заднюю позаимствовали у вертолета Ка-15. Салон “Севера” оборудовали мощным автономным отопителем, маслобак поставили на крышу, а в передние крылья спрятали бензобаки с запасом топлива на 5 часов ходу – в километрах это означает 360 км. Лыжи с нижней стороны покрыты фторопластом – материалом, который всегда остается скользким и не примерзает к снегу на стоянке (сегодня его называют тефлоном). Интересно, что несмотря на добавление новых систем, грузоподъемность такого легковушки даже выросла – до 500 кг.

Bristol

Британская авиастроительная компания Bristol Aeroplane Company, оставшись в 1945-м году без военных заказов, взялась за автомобильный транспорт. История умалчивает, на каких именно основаниях англичане получили технологии у BMW с побежденной Германии, но целый ряд моделей Bristol базировался на копии двигателя BMW-328, шасси BMW-326 и архитектуре кузова купе BMW-327.

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Чому деякі заводи робили авто замість ракет

Вплоть до начала XXI века автомобили Bristol сохраняют экзотическую конструкцию: несущую стальную платформу и каркас, одетый в панели из стали и алюминия. Автомобильная продукция Bristol’я в результате массовой не стала, производство машин осталось по-самолетному искусственным – все модели выпускались тиражом в несколько сотен штук. Собственно, такой и была задумка ее владельцев – не имея даже дилерской сети и шоурумов, компания продавала свои машины исключительно на личных контактах в кругах состоятельных ценителей.

Понятно, что это далеко не полная подборка наземных транспортных средств производства авиационных и “космических” предприятий. Почему они такие – то необычные по дизайну, то по компоновке, то по конструкции? А потому, что авиаторы не подходили к наземной тематики с наработанными десятилетиями стереотипами, за которыми жили (и живут) спокінвічні автомобилестроители. Так, частично использованы и авиационные приемы, но множество конструкторских решений у них свободны от шаблонов и оригинальные – полет, знаете, он и в конструкторской деле полет…