Почему электрокары оказались «мыльным пузырем» автомобильного рынка

Чому електрокари виявились "мильною бульбашкою" автомобільного ринку

Если послушать активистов электрической мобильности, может сложиться впечатление, что продажи электрокаров растут не по дням, а по часам. На самом деле, далеко не все так идеально, как кажется.

И в мире, и в Украине. Слышно даже теории о том, что «электрический пузырь» может лопнуть. Мы выяснили актуальные подробности.

По данным AUTO-Consulting, за 9 месяцев нынешнего года продажи новых электромобилей в Украине выросли более, чем на 30%, в сравнении с 2018-м годом. На одну треть. Солидно … Но только, если не смотреть на абсолютные цифры. А в конкретных штуках – это 486 новых электромобилей, что примерно на сотню авто больше, чем продажи за 9 месяцев прошлого года. И это с отменой почти всех налогов. Ведь как известно, электромобили у нас освобождены от ввозной пошлины, и от акциза и от НДС.

К слову, надо отметить, что за 9 месяцев рост продаж новых электрокаров менее чем за 7 месяцев нынешнего года. Тогда он был — 46%. А сейчас — 30%. То есть — нельзя сказать, что продажи новых электромобилей в Украине растут бешеными темпами.

В первой десятке лидеров продаж сегодня (в порядке убывания) — Jaguar I-Pace, BMW i3, Nissan Leaf, Hyundai Kona, Tesla Model 3, Hyundai Ioniq, Tesla Model X, Tesla Model S, Renault ZOE. То есть — все те же модели, что и несколько месяцев назад.

Всего, в общем объеме продаж новых автомобилей, электрокары занимают на отечественном рынке менее 1%. Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что электрическая революция пока не произошла. Во всяком случае, в нашей стране.

А что же в мире?

Здесь, как оказалось, все тоже далеко не однозначно. Совсем недавно мир облетела новость о том, что известный производитель пылесосов и фенов компания Dуson, отказалась от своих планов сделать собственный электромобиль. Об этом заявил владелец компании миллиардер Джеймс Дайсон. На первый взгляд ничего особенного: попытка превратить пылесос в транспортное средство не увенчалась успехом. Даже не смотря на то, что тот же Дайсон планировал инвестировать в электрокары $ 2,5 миллиарда, но теперь не видит способа сделать этот проект коммерчески выгодным.

Однако, аналитики компании Sanford C. Bernstein, что входит в Bloomberg Company, считают уход Dyson с рынка электрокаров очень показательным. По их мнению, это начало конца «электрического пузыря», который в последние годы активно надували. Мол, электромобили гораздо проще авто с ДВС, и значит — зайти на этот рынок может почти каждый желающий. Не случайно именно на рынке электрокаров в последние годы возникли сотни стартапов, казалось готовых превзойти успех Tesla.

По оценкам Sanford C. Bernstein, мировые продажи электромобилей в этом году впервые упали в июле и на рекордные 23% снизились в августе. Аналитики компании говорят: «правда в том, что барьеры для входа на рынок электромобилей остаются высокими; делать автомобили сложно; переход на электромобили будет дорогим».

Как пример они приводят китайскую компанию Nio — одного из крупнейших производителей электромобилей в стране. В прошлом месяце она сообщила о большем, чем ожидалось, квартальный убыток. Две другие китайские компании, производящие электрокары — Lifan Industry Group и Zotye Automobile были вынуждены выступить с заявлениями, которые опровергают предположение о том, что они собираются подать на банкротство. Хотя Lifan признал, что находится под давлением ликвидности.

С 2016-м электромобильные проект начала компания Apple, но сейчас о нем даже не вспоминают. На прошлой неделе производство и поставки своего первого электрического мотоцикла прекратила компания Harley-Davidson. Как они говорят, временно, из-за проблемы с зарядкой от домашней сети.

Однако, Tesla и такие традиционные автопроизводители, как General Motors и Volkswagen Group, продолжают вкладывать огромные ресурсы в электрификацию. Однако, снова проявили жизнеспособность и другие варианты транспортных средств на альтернативном топливе. Ведь это не только электричество.