Остановка авто без причины. Как полиция будет бороться с пьянством за рулем

Верховная Рада Украины 13 июля приняла в первом чтении проект закона №2695 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного руху2. Формальным поводом для разработки законодательных изменений стала авария на Обуховской трассе, когда пьяный водитель Мерседеса выехал на «встречку» и убил почти всю семью.

Чтобы окончательно утвердить изменения, депутаты должны проголосовать за законопроект во втором чтении. И сомнений, что это произойдет, не много. В частности, депутаты планируют увеличить штраф за управление транспортным средством в состоянии опьянения до 10200 гривен с лишением прав управления транспортными средствами на один год. Повторное в течение года нарушение повлечет уже на 20400 гривен с лишением права управления на три года. А если водитель совершит указанное правонарушение в третий раз – ему грозит штраф в 40800 гривен с лишением прав на 10 лет или арест на 15 суток, тоже с лишением права управления транспортными средствами.

За совершение ДТП, в результате которого потерпевший получил травмы средней тяжести, если виновник находился в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, предлагают наказывать лишением свободы на срок до 3 лет. В случае смерти потерпевшего нетрезвому виновнику грозит лишение свободы на срок до 8 лет, а если жертв несколько – вплоть до 12 лет.

Эти нововведения кажутся оправданными и понятными. Однако в законопроекте есть еще один нюанс, который очень возмутил автомобилистов. А именно: работникам патрульной полиции могут разрешить осуществлять остановку автомобиля без конкретной причины или нарушения ПДД, а так, просто «для профилактики». Депутаты объясняют такое нововведение тем, что правоохранители часто не могут выявить нетрезвых водителей, поскольку не имеют оснований для остановки авто, исключительный перечень которых предусмотрен ст. 35 закона «О Национальную полицию». Хотя их там, кстати, и так немало.

На данный момент оснований для остановки может быть аж десять: нарушение ПДД, видимые признаки неисправности эксплуатируемого автомобиля; информация о причастности автомобиля, водителя или пассажиров к совершению ДТП или правонарушений; авто находится в розыске; если водитель или пассажиры могут иметь информацию о правонарушениях и могут выступить свидетелями; для привлечения водителя или пассажиров к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; если перевозимый груз неправильно закреплен и представляет опасность для участников дорожного движения; если авто укомплектован световыми или звуковыми устройствами, не предусмотренными законодательством; если есть постановление о прекращении или ограничении движения на данном участке дороги; для проверки автомобилей, зарегистрированных в другой стране.

Теперь же, с большой долей вероятности, добавится еще и одиннадцатая причина – профилактика. Кроме самой остановки, сотрудники полиции могут получить право проводить осмотр авто. В частности, требовать у водителя открыть крышку багажника, капот, двери салона, ниши, которые возможно осмотреть без их разборки, прицепы – и предоставить возможность проверить соответствие идентификационных номеров транспортного средства.

Украинские депутаты, вполне вероятно, могли перенять опыт у страны с одним из самых низких показателей смертности на дорогах в Европе – Германии. Так, немецкая полиция имеет право остановить машину в любое время суток без каких-либо конкретных подозрений в рамках общего контроля дорожного движения. Могут проверить документы, надлежащее техсостояние автомобиля и обеспечение необходимым оборудованием (в частности, наличие аптечки и треугольника предупреждения об аварийной остановке). При этом представители дорожной полиции могут быть как в форме, так и в гражданской одежде. Более того, немецкий страж правопорядка имеет право осматривать автомобиль и вещи в нем находятся, а также в случае необходимости осматривать и обыскивать водителя.

Однако, украинские народные избранники не приняли во внимание важный момент: уровень доверия к правоохранителям в Германии – один из самых высоких в мире. Тогда как в Украине он – один из самых низких. Причин тому много, потому что от многочисленных преступлений, которые годами творят полицейские (до того – милиционеры), среди которых и особо тяжкие – пытки и даже изнасилования прямо в полицейских участках, убийства (в том числе, детей), подброшены «вещественные доказательства» и тому подобное – пострадали тысячи украинцев. Кроме того, мало кто из граждан верит в то, что правоохранители умеют работать без взяток.

…Недавно мой знакомый ехал на машине в Киев, и его остановила полиция. В тот день, по его словам, он не употреблял алкоголя, но драгер показал чуть больше 0,2 промилле. Напомню, что в Украине в крови водителя допускается содержание алкоголя на уровне 0,2 промилле (такой уровень наблюдается после выпитой бутылки светлого пива или 20 граммов водки). Чтобы продолжить движение, знакомый дев полиции взятку в размере 100 евро, поскольку тратить время на поездку в больницу для забора крови он не хотел. При том, я не оправдываю приятеля – он так же совершил преступление (даже, если был действительно «чистым»), дав взятку, как и копы, которые его, получив деньги, отпустили.

Однако тут интересно, что, если бы немецкая полиция зафиксировала у моего приятеля 0,2 промилле, то его просто отпустили бы. Ведь в Германии предельное допустимое содержание алкоголя в крови водителя составляет 0,5 промилле – при условии, что водитель уверенно держится на трассе и не нарушает правил.

Закономерно, что у украинцев вызывает беспокойство расширение полномочий сотрудников правоохранительных органов. Существует реальный риск, что во время остановки правоохранители не будут заниматься профилактикой, а, скорее — выполнением планов по наложению штрафов. Более того, обязанность водителя потратить неопределенное количество времени для проверки или осмотра усиливает вероятность злоупотреблений служебными полномочиями со стороны украинских стражей порядка. Это уже мы деликатно не упоминаем о распространенную практику подбрасывания «вещественных доказательств» нашими правоохранителями…

Поэтому украинской власти, прежде всего, нужно поработать над ростом доверия населения к правоохранительным органам. Ибо только после этого расширение полномочий полицейских не будет вызывать вопросов у граждан, а сами они будут цитировать крылатую фразу одного отечественного министра – «сначала підкорюйся, потом обжалуй» – чаще, чем совсем другое выражение того же министра, про «мусоров»…