На перепутье эволюции: паро-, электро — и бензомобілі

На роздоріжжі еволюції: паро-, електро- і бензомобілі

Эволюция автомобилей: паровые, электромобили, бензомобілі
/ GettyImages

Мы ездим на своих «бензинках» и «дизелях», поэтому косо смотрим на электромобили и только в кино видим паровозы. Но ведь все могло сложиться совсем иначе …

Иногда кажется, что в свое время человечество пересело из конных экипажей в машины с ДВС через какую-то випадковость: с таким же успехом на месте бензиновых моторчиков мог оказаться паровой котел с турбиной или электродвигатель с аккумуляторами.

На роздоріжжі еволюції: паро-, електро- і бензомобілі

На роздоріжжі еволюції: паро-, електро- і бензомобілі

На роздоріжжі еволюції: паро-, електро- і бензомобілі

Одним из первых автомобилей Фердинанда Порше был электромобиль, кстати – с моторколесами.

На рубеже XIX – XX веков эволюция транспорта стояла на распутье. Равных эксплуатационных показателей одновременно достигли тележки трех типов – с бензиновыми моторами, с электродвигателями, и к ним в придачу – паровые автомобили. Что интересно, в некоторые периоды времени именно бензиновые двигатели внутреннего сгорания демонстрировали отставание по многим параметрам.

Паровые автомобили

Пригодные к эксплуатации транспортные средства с паровым двигателем – кареты, омнибусы и дилижансы – появились на дорогах во второй половине 1800-х годов, за несколько десятилетий до изобретения бензинового автомобиля. А в коммерческом использовании паровые автомобили – тягачи и грузовики – появились в 1890 г, когда бензиновые автомобили еще представляли собой четырехместные коляски штучной работы. Одних только паровых грузовиков существовало более 150 марок. В 1900 г около половины всех автомобилей в США были паровыми. Легковые паровые автомобили выпускались до конца 1920-х годов, грузовики – вплоть до 1960-х.

На роздоріжжі еволюції: паро-, електро- і бензомобілі

Паровые автомобили в американском Денвере работали в местной службе доставки.

Минусы в сравнении с привычными нам автомобилями были такие:

  • значительная масса;
  • громоздкий двигатель, состоящий фактически из двух устройств – котла и паровой машины;
  • низкая экономичность (касается старых моделей);
  • для запуска после стоянки необходимо не менее 15 – 10 минут;
  • кроме топлива машина расходует воду (несколько литров на 100 км).

Список преимуществ был не менее впечатляющим:

  • паровой автомобиль мог обходиться самой простой трансмиссией без коробки передач;
  • паровой силовой агрегат не требовал высокоточного производства;
  • мощный и тяговый силовой агрегат;
  • бесшумность в работе;
  • долговечность;
  • неприхотливость к топливу (уголь, дрова, мазут, керосин).

На роздоріжжі еволюції: паро-, електро- і бензомобілі

Паровой автомобиль мог выглядеть и так: Keen Steamliner № 2 выпуска 1963 г. был построен инженером Чарлзом Кином в Англии.

Даже ранние «паровозы» были достаточно быстроходные, например, паровой дилижанс Amedee Bollee образца 1875 г. развивал до 60 км/ч. Самые совершенные модели паромобиля имели КПД до 34%, что выше, чем у карбюраторных моторов.

Одной из причин роковой задержки в развитии паровых автомобилей было законодательство – в Англии, одной из стран-лидеров развития техники, в 1831 г. паровозы обложили особым налогом. А позже вышел пресловутый закон, который предписывал за 55 метров впереди самодвижущегося экипажа идти человеку с красным флагом.

Электромобили

Как и сегодня, на заре автомобилизации электромобиль привлекает потребителей простотой в эксплуатации. Срабатывал и психологический фактор – дымящиеся паромобілі и “бензинки”, что тарахтели и воняли, с непривычки настораживали почтенную публику, а бесшумные электромобили нравились даже дамам.

Но это были не единственные плюсы электропривода образца 1900-х.

  • простота управления;
  • высокая надежность;
  • комфортность в пользовании (эксплуатации) в целом;
  • хорошие динамические показатели.

На роздоріжжі еволюції: паро-, електро- і бензомобілі

На роздоріжжі еволюції: паро-, електро- і бензомобілі

На роздоріжжі еволюції: паро-, електро- і бензомобілі

Электромобиль мог еще в начале ХХ века захватить лидерство и стать доминирующим транспортом человечества. Но трімуф электротяги отложили на 100 лет.

Наиболее существенным минусом электромобиля того времени был малый запас хода: со стандартными свинцово-кислотными аккумуляторами машины пробегали около 50 – 60 км, с более дорогими улучшенными железно-никелевыми – около 130 км.

Да и другие недостатки, как не странно, в первых электромобилей были те же, что и в нынешних:

  • ограниченный запас хода;
  • длительное время зарядки батарей;
  • большая масса;
  • высокая цена.

Впрочем, в определенные периоды и в некоторых странах электромобили покупали не хуже, чем транспорт с двумя другими типами силовых агрегатов. Например, в американских городах они работали как «Скорая помощь», такси и транспорт ритуальных служб, была служба электротакси и в Париже.

Автомобили с ДВС

По сравнению с паро — и электромобилями бензиновые экипажи были самыми сложными по строению. Двигатель имел хитрый газораспределительный механизм, высокоточные системы питания и зажигания. Важным минусом была сложность с запуском бензинового мотора, особенно до изобретения электростартера, ведь не каждый водитель был готов каждый раз крутить пусковую рукоятку и настраивать манетки карбюратора и зажигания.

Недостатки бензиновых автомобилей начала ХХ века:

  • необходимость высокотехнологичного производства;
  • низкая надежность из-за сложности конструкции;
  • сложности с запуском
  • узкий рабочий диапазон оборотов двигателя – необходимость сложной многоступенчатой трансмиссии;
  • дороговизна бензина

На роздоріжжі еволюції: паро-, електро- і бензомобілі

Серийные двигатели внутреннего сгорания в начале ХХ века не были образцом надежности. Во всяком случае, электромобили в этом плане были лучше.

А на пользу «бензомобілів» тогда говорили:

  • легкость и компактность двигателя;
  • высокая автономность хода;
  • короткое время подготовки к поездке, включая заправку горючим.

Одной из последних капель, которая перевесила чашу весов в пользу бензиновых машин, стало налаживание их массового производства в Америке (Ford T) и Европе (Renault нескольких моделей), что привело к снижению цен на машины с ДВС.

Победа! Но окончательная ли?

Но в начале 1920-х годов в гонке концепций силовых агрегатов вперед уверенно вырвался двигатель внутреннего сгорания. Сработал количественный фактор – конструкторы накопили целый комплект усовершенствований, которые устранили основные недостатки двигателей внутреннего сгорания. Лидера, который наконец определился в лице ГИС, активно и массово поддержали автопроизводители – и пар с электричеством признали поражение. Но навсегда ли?