На кого похож «ушастый» или с кого все-таки содрали «Запорожца»

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

На кого похож «ушастый» или с кого таки содрали «Запорожца»
/ Автоэкспорт

Стойкое убеждение некоторых «знатоков» о том, что наш ЗАЗ-966 «Запорожец» содрали с немецкого NSU Prinz, на самом деле – миф. Потому что сам Prinz тоже содран… Так кто на самом деле стал прототипом стиля для «ушастого»? Авто24 разбирался в этом принципиально важном вопросе.

Прежде всего скажем, что конструктивно «Запорожец» второго поколения не копировал никого – набор технических решений был своим и перекликался разве что с предшественником, «горбатым» ЗАЗ-965. А вот что касается внешности – тут все довольно запутанно.

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

Для своего времени ЗАЗ-966 был вполне актуальным по конструкции, поэтому не удивительно, что его экспортировали даже в некоторые развитые страны.

Стилистический мотив с горизонтальным распределением кузова на два объема в 1960-х годах просто витал в воздухе. При этом дизайнеры использовали для разделения некий карниз на уровне поясной линии, и еще часто подчеркивали его хромированным молдингом.

Неправильно думать, что впервые этот элемент появился на Chevrolet Corvair 1960 г. На самом деле уже в каталогах 1959 г. и даже 1958 г. этот “мотив карниза» присутствует на многих американских моделях: Studebaker Lark, Chevrolet Impala, Buick Electra, Cadilac Eldorado, Ford Thunderbird…

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

Если бы не разительные отличия в размерах (84 см длиной и 17 см в ширину), эти автомобили могли бы показаться рестайлинговой версии друг друга.

А в 1960-м не только в Chevrolet Corvair эта деталь была в кузове по всему периметру (а не только в передней части), но и, например, в Oldsmobile Super 88. Но что есть – то есть: Corvair вышел наиболее передовым, лишенным рудиментов в виде килей на корме.

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

Общие черты автомобилей 1960-х: ранняя версия ЗАЗ-966, Oldsmobile Super 88, Hillman Imp, BMW 02-series, NSU Prinz IV, Fiat 1300.

В те годы европейские автопроизводители с вниманием присматривались к продукции американских коллег, и тут наконец дождались модели, в которой можно было что-то позаимствовать – свежее, интересное, но без явно экспрессивных деталей, которые через год-два выйдут из моды. Поэтому общую стилистику Corvair’а и его предшественников переняли сразу несколько европейским маркам.

Первым стал Fiat 1300/1500, автомобиль классической компоновки. Он поступил в продажу в 1961 г. Кстати, странно, что итальянцы успели поставить машину на конвейер всего за год – может быть, это была их собственная идея? За ним последовала немецкая компания NSU – ее компактный Prinz IV появился в 1962 г. Небольшая машинка была задньомоторною, с двухцилиндровым воздушником в заднем свесе.

Через год появилась еще одна европейская вариация на данную тему – британский Hillman Imp, в корме которого прятался переделанный моторчик от пожарной помпы. В целом интересный автомобильчик не выдержал конкуренции с Austin Mini – который, как известно, стал предвестником переднеприводной эры и продолжается по сей день. Похожей на Prinz и Imp вышла Mazda Famila образца 1964-го.

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

А в 1966-м мира предстали наш ЗАЗ-966 (уже серийный) и немецкий BMW 02-series. И если вам придет в голову иронизировать по поводу такого соседства – имейте в виду, что наш «Запорожец» был более массовым (3,1 млн. «Запорожцев» против 143 тыс. BMW 02-series), чем как минимум заслуживает уважения.

Итак, с кого скопировали внешность «ушастого»? Наверное наши стилисты видели и Fiat, и Hillman, и NSU, и другие клоны. Но если говорить об источниках вдохновения, то наверное стоит иметь в виду все-таки Chevrolet Corvair. Тем более что запорожские инженеры своего времени вспоминали, что живой образец «американца» был в наличии в НАМИ, ученые которого помогали конструкторам Заза в работе над новой моделью. Ну а на кого ЗАЗик похож больше – судите сами.

На кого схожий "вухатий" або з кого все-таки здерли "Запорожця"

А на последок отметим, что дизайнеров второго поколения «Запорожцев» нужно похвалить за то, что им удалось – пусть и на основе чужих мотивов – заложить в стилистику машины немалые резервы для рестайлинга. В данном кузове ЗАЗик выпускался 28 лет, и пусть особенно модным с годами он уже не был, после каждого апгрейда (в 1973-м и 1979-м) «Запорожец» становился значительно интереснее – а это случается нечасто.