Микроавтобус «Старт»: украинское авто, которое опередило время

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Микроавтобус «Старт»: звезда Донбасса
/ САРБ

Без сомнения, этот фантастический на вид микроавтобус – одна из самых ярких страниц отечественной автоісторії. Создавался он благодаря инициативе и талантам обычных украинцев, но стал лишним через советскую систему распределения.

Самое главное скажем сразу: микроавтобус «Старт» сконструировали не на автомобильном заводе и не в профильном НИИ. Эту неординарную машину создали там, где и выпускали – на авторемонтном базе, то эдаком предприятии забытого ныне профиля, где занимались капитальными ремонтами машин.

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Выступающий багажник – необычно для буса, но так дизайнер сделал низ силуэта динамичнее. Это врівноважило статичность надстройки: придать ей легкости не удалось через плоские лобовое и заднее стекла от УАЗ-450.

Дело было в небольшом тогда городке Северодонецке Луганской области. Как получилось, что в глубинке создали машину, которая потрясла без преувеличения весь огромный Союз?

Почему вдруг

История на первый взгляд не такая уж уникальная: практика, когда авторемзаводи создают на базе серийных машин собственные малотиражные конструкции, была известна. Как правило, автореми строили поштучно или мелкими сериями транспортные средства, не имеющие аналогов в тогдашнем массовом производстве: пикапы на базе «Волг», рефрижераторы и небольшие автобусы на шасси «Газонов», и даже сооружали парадные кабриолеты с ЗІМів и «Волг» – «двадцятьчетвірок».

Но случай с украинским «Стартом» – особый. И стилистически, и конструктивно микроавтобус получился совершенно оригинальным, ни на что не похожим. Он имел вид пришельца с другой планеты, особенно на фоне немногочисленных уныло-однообразных «конкурентов». Более того, он получился настолько выразительным, что моментально стал таким себе фетишем, изюминкой и одним из символов успеха тогдашнего автопрома.

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Сложная пластика кузова стала возможной благодаря технологии его производства – формирование в матрице эпоксидной смолы, армованної стекловолокном.

В 1950-е годы Луганска (она же – Ворошиловградская) область переживала период интенсивного развития. Вокруг Северодонецка образовывался кластер химического производства. Вместе с промышленными предприятиями в регионе развивалась научная база, в том числе, работало Опытно-конструкторское бюро синтетических продуктов ДКБС, где занимались среди прочего стеклопластиком.

С другой стороны, на волне индустриализации развивалась и местная автомобильная отрасль, одним из подразделений которой была Северодонецкая авторемонтная база (САРБ) – большое предприятие, где осуществляли капитальные ремонты автомобилей. В областном руководстве (А.С. Антонов) и среди автомобилистов (Г.В. Дяченко и А.Г. Иванов) нашлись люди, которые загорелись идеей производства автомобилей из нового тогда материала – стеклопластика. На САРБ был создан конструкторский отдел, который подхватил недавно объявлен в государстве курс на широкое внедрение в промышленности пластмасс.

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Эксклюзивным в дизайне «Старта» было все, даже кресла в салоне: стиль, цветовая гамма, подиумы и даже логотипы САРБ, отлитые на спинках.

Триумф союзного масштаба

Усилия производителей и привели к выпуску в 1963 г. опытного образца микроавтобуса «Старт», базировавшийся на агрегатах «Волги» ГАЗ-21. Новый автомобиль покорил всех, прежде всего своей неординарной внешностью и светлым, просторным интерьером. Судя по рассказам знакомых с проектом современников, дизайнер «Старта» Юрий Андрос вдохновлялся детройтским барокко, веяние которого принесла в страну памятная Американская национальная выставка в Сокольниках 1959 года. Буквально через год причудливый аеростиль начал выходить из моды, но советских граждан это не волновало: на наших улицах «Старт» выглядел нарядно и нестандартно вплоть до конца эксплуатации самых живучих экземпляров в конце 1980-х.

Угадали авторы проекта и с классом автомобиля, поскольку с микроавтобусами в стране тогда было сложно – РАФ-977 и УАЗ-450 выпускались мало, к тому же на роль комфортабельного городского шаттла годился только первый из них.

Дизайн «Старта» в начале 1963-го года согласовывали с руководителями автомобильной отрасли Донбасса и с обкомом партии, а первый опытный образец представили в Кремле. Машина получила всеобщее одобрение, в том числе и лично от лидера государства М. Хрущева. Но самое главное, что по итогам такого «госприемки» заводчанам выделили 50 машинокомплектов «Волги» для составления целой серии «Стартов».

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Матрица для выклейке кузова – это скорлупа, внутренняя поверхность которой была отражением внешней поверхности кузова. Женские бригады обклеивали внутренность матрицы смолой и стеклотканью, после чего матрицу разбирали и снимали.

Так в январе 1964 г. авторемонтное предприятие стало автопроизводителем. Раздавалась новая машина поштучно: в качестве «персоналок» руководителям крупных предприятий, в министерства, в телерадиостудии, в маршрутные такси и автопарки местных заводов. Один из первых образцов подарили тогдашнему руководителю Украины П.Ю. Шелеста, который уже в Киеве доукомплектовал машину спецсвязью и использовал как персональный автомобиль. Экземпляр, разделенный на Ялтинскую киностудию, был увековечен в комедии «Кавказская пленница».

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Концовка «Кавказской пленницы» была бы не такой романтичной, если бы Нина уехала от Шурика на обычном скучном Уазе или Рафи. Но режиссер Гайдай нашел на Ялтинской киностудии микроавтобус «Старт».

Интересно, что кроме Северодонецка (около 100 машин), «Старты» изготовлялись также в Донецке – на автобазе «Главдонбасстрой» (около 10 единиц), и в Луганске – на местном автосборочном заводе (ЛАСЗ (около 20 штук).

Хорошо, но мало

Естественный вопрос: если машина была такая хорошая, почему ее выпустили так мало? Дело в том, что машина была хороша во всем, кроме технологичности производства. Изготовление стеклопластиковых деталей очень сложно автоматизировать, эта технология пригодна для производства малых серий.

Для выклейке стеклопластикового кузова в Северодонецке изготовили матрицу – огромную форму в натуральный размер машины. Она представляла собой скорлупу, снятую с гипсового макета (мастер-модели), что один в один повторяет внешние поверхности микроавтобуса.

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

Микроавтобус «Старт» с его аэрокосмическим дизайном смотрелся на улицах пришельцем с другой планеты. На фото – угол Крещатика и ул. Свердлова (ныне ул. Прорезная) в Киеве.

Таким образом, виклейка кузова проводилась изнутри матрицы – лоскуты стеклоткани, пропитанные эпоксидной смолой, заключались вручную на ее внутреннюю поверхность, причем в несколько слоев. После полимеризации смолы матрица разбиралась и снималась, как яичная скорлупа – так появлялся очередной стеклопластиковый кузов. Его красили, вставляли окна, комплектовали оборудованием и устанавливали на раму с «волговськими» агрегатами: готово!

Матрица через трудоемкость была создана всего одна, и виклейка каждого кузова в ней занимала несколько суток! Кстати, по подобной технологии виклеювали и кузов американской легенды – Chevrolet Corvette первых поколений – и тираж этой модели также был достаточно скромный.

Но все же главная проблема «Старта» была в проблемах с поставками агрегатов с Газа – готовы «Волги» потребители разбирали “на ура” и делиться с кем узлами и агрегатами особо смысла не было. Пока на Донбассе могли доставать комплекты подвесок и силовых агрегатов, микроавтобусы производили, но со временем все источники машинокомплектов иссякли и производство остановилось.

Мікроавтобус "Старт": українське авто, яке випередило час

«Волговська» ходовая наделила рамный микроавтобус «Старт» плавным комфортным ходом. Кузов не ржавів, но его геометрия иногда нарушалась.

Интересно, что несмотря на малое количество выпущенных машин, на сегодняшний день известно об около десятка сохранившихся экземпляров в состоянии «на ходу», в том числе как минимум один в Украине. От полного вымирания стеклопластиковые «Старты» спасло то, что даже будучи заброшенными, они не згнивали, как их стальные родственники, а просто теряли цвет и блестяще облицовки. А значит, профессиональные реставраторы могли восстановить уникальные машины. Что на счастье и было сделано – в том числе и в лучших отечественных мастерских.