«Ласточка»: украинская поделка, рожденная в четвертый раз

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

Три рестайлинги «Ласточки»: самоделка с берегов Днепра

Мы нашли еще один уникальный автомобиль, сделанный в Украине в прошлые годы. И эта машина смогла нас немало удивить – в ней нашлась очень интересная изюминка.

Впервые самодельный автомобиль с названием «Ласточка» появился в украинской части тусовки «Самавто» в 1969 году. Через год о работе конструктора из Днепропетровской области узнала вся огромная страна – машину пригласили на VIII Всесоюзный парад-конкурс любительских автоконструкцій, где она получила награды в двух номинациях.

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

Редкий для раннего «Самавто» случай: самодельный автомобиль имеет стильный и гармоничный вид.

Вместе с другими участниками пробега машина – самодельная! – проехала тем летом пол Европы: Москва – Минск – Вильнюс – Клайпеда – Рига – Таллин – Ленинград. А через десять лет центральная пресса снова написала о «Ласточку» из Новомосковска. На XIV Всесоюзном параде-конкурсе в 1980 г. она заняла второе место и получила звание лауреата.

Но на фото с того фестиваля мы видим совсем другой автомобиль! Как же так? Попытки разобраться привели к еще большей путанице: мы нашли изображения еще двух «Ласточек» … то Есть вместе – четыре! В конце концов все объяснилось очень просто.

Но начнем с 1969-го года. Тогда обычный рабочий-электрослесарь из города Новомосковска Пантелей Заблуда, что на Днепропетровщине, задумал сделать себе автомобиль. Не потому, что не мог купить стандартный – такой у него был, а потому, что хотел не как у всех. И сделал.

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

На Московской ВДНХ первая «Ласточка» пока без номеров.

На работу ушло два года, несколько листов металла и комплект агрегатов от «Запорожца». Машина получилась удачной, хотя автомобильным инженером Пантелей Семенович не был. Но его уровня общетехнической образования оказалось достаточно, плюс автор выписывал несколько автомобильных журналов, в том числе и иностранных, откуда черпал информацию о самые свежие веяния. Понятно, что с технической точки зрения позаимствовать что-то у зарубежного автопрома любителю было невозможно, а вот что касается дизайна – его «Ласточка» не была похожа ни на одну из отечественных моделей.

Но представьте себе – скоро с такой любовью сделанный автомобиль автору стал неинтересным. И Пантелей Семенович радикально перестроил свою машину. Совсем другим стал кузов – омолодили стиль, добавили вторую пару дверей. А вот начинка осталась прежней, и ходовая, и силовой агрегат от «Запорожца».

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

После первого рестайлинга «Ласточка» Пантелея Заблуды нашла вид, актуальный для начала 1970-х.

Но в своей второй реинкарнации «Ласточка» просуществовала недолго, потому что на XIV Параде-конкурсе в 1980-м году она поехала снова другой – уже с прямоугольными фарами и в целом в более строгой стилистике. Существенная новация – мощный «жигулевский» двигатель, разрешен к использованию саморобниками новой редакции «Технических требований». На этом фестивале автомобиль из Днепропетровской области вновь собрал несколько призов… Но и этого самодеятельном автоконструктору было мало.

Поэтому во второй половине 1980-х машина пережила очередной глубокий рестайлинг – она снова догнала время (точнее, снова немного обогнала его): мягкие обводы сілуету, ниспадающая линия багажника, интегрированные пластиковые бамперы, «листва» на бортах. Этот апгрейд стал для самоделки последним.

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

Третья версия «Ласточки» была готова 1980-го года. На фото она брендированная символикой Всесоюзного автопробега журнала «Техника – молодежи».

Естественно, пока мы разбирались с «Ласточками», возникло несколько вопросов. Например, как так, что настолько разный внешне автомобиль все время сохранял одно и то же имя, и более того – одни и те же регистрационные номера? На самом деле, ничего удивительного – ведь в техпаспорте на самоделку не описывался ее внешний вид. А основополагающие факторы этой машины хранились во всех поколениях: кузов седан, 5 мест и заднемоторная компоновка.

Да-да, не удивляйтесь, вплоть до последнего, четвертого поколения машина сохраняла заднее расположение силового агрегата. Представляете, чего стоило соединить вазовский мотор с трансмиссией «Запорожца»?! Там же, в заднем свесе, поместился и радиатор с расширительным бачком.

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

Четвертая версия «Ласточки» появилась в конце 1980-х. Дизайн был достаточно передовой для того времени.

Кстати, одна из наград, которой отметили автомобиль на XIV Параде-конкурсе в 1980-м году – за удачное решение системы охлаждения при заднем расположении двигателя. Например, воздухозаборник вписан в капот двигателя (сзади) так продумано, что это заметно только при ближайшем рассмотрении.

Что касается номерного знака – вы заметили, что по сочетанию цифр он весьма интересен? В номерах «Ласточки» есть собственная история. После построения в 1969 г. автомобиль долго не могли зарегистрировать. Потому что его длина превышала нормы, определенные действующими тогда «Техническими требованиями к автомобилям, изготовленным в индивидуальном порядке». Редакция этих правил от 1965 г. ориентировалась на использование в качестве базы для самоделок мотоколясок и «горбатого” “Запорожца», а машина украинского умельца имела в длину 4,2 м.

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

"Ластівка": українська саморобка, народжена вчетверте

«Ласточка» всегда была задньомоторною. И двигатель ВАЗ, который заменил во время второго рестайлинга ЗАЗівський агрегат, тоже поставили сзади.

Для поездки на конкурс в Москву владельцу выдали временные номера. И уже там, во время экспозиции на ВДНХ, большое начальство из МВД СССР лично провел тест-драйв «Ласточки». Машина генералу понравилась, и за командой в Днепропетровскую область был спущен приказ – самоделку зарегистрировать. Что и было сделано, причем с выдачей «красивых» номерных знаков.

А сегодня? Самодельный автомобиль «Ласточка» уже более 20 лет бережно хранится в гараже у наследников конструктора. Им многократно интересовались коллекционеры ретротехники и имеем надежду, что когда-нибудь машина когда-то займет достойное место в той или иной экспозиции.