«Киев-1103»: как погиб первый украинский электромобиль

"Київ-1103": як загинув перший український електромобіль

Первый украинский электромобиль Киев-1103
/ Авто 24

Эта машина бегала по улицам Киева каких-то два десятка лет назад, но мы почти ничего не знаем о ней. Между тем, в проекте принимала участие Национальная Академия наук и Правительство Украины! Мы собрали информацию, как создавали первый украинский электромобиль и как погиб в конце концов этот весьма перспективный проект.

Все началось с энтузиастов электропривода – начале 1990-х сотрудники Научно-производственного центра (НПЦ) «Информатика» во главе с кандидатом технических наук Владимиром Татаренко задумали наладить производство электромобиля собственной конструкции. Интеллектуальные ресурсы компании позволяли строить такие планы, тем более что идея поддерживалась на государственном уровне: Министерство промышленности и транспорта и Комитет по научно-техническому прогрессу даже выделяли некоторые финансы.

"Київ-1103": як загинув перший український електромобіль

На опытных образцах киевского электромобиля в конце 1990-х – начале 2000-х конструкторы обкатывали отдельные агрегаты и целые идеи

Конструкция электромобиля

Поскольку главный идеолог проекта.Н. Татаренко раньше был авиационным инженером, к проектированию подошли максимально серьезно. Предполагалось два типоразмера украинского электромобиля: легковой автомобиль и легкий грузопассажирский фургон, оба – для эксплуатации в городских условиях с суточным пробегом не более 150 – 200 км.

Для снижения массы кузов должен был быть выполнен из стеклопластика, тем более что технология получения деталей из этого материала хорошо известна авиаторам.

Тяговый электродвигатель нашли в каталогах авиапрома: на Саратовском авиазаводе специально для киевлян доработали двигатель, что применяется в качестве стартера истребителей Миг. Коллекторный электромотор постоянного тока, что в базовом варианте раскручивает турбину реактивного самолета, развивал 18 кВт, и весил при том лишь 11 килограмм.

Электронные блоки и проводку сделали на НПО «Этал» в Александрии (Кировоградская обл.).

"Київ-1103": як загинув перший український електромобіль

Кузов серийного украинского электромобиля должен был быть из стеклопластика. Такой имел и носитель опытных агрегатов – экспериментальный «Киев-1103»

Авторы понимали, что для нового, передового на то время транспортного средства большое значение имеет дизайн, привлекательная внешность. Поэтому с кузовом работали профессиональные дизайнеры, нашли партнеров в Чехии, которые брались поставлять готовые кузова современного типа.

Конструкторские решения обкатывали на ходовых макетах, которые базировались на узлах отечественного автопрома. Сначала использовались элементы ходовой «Запорожца» и «Таврии», а позже, когда стало ясно, что нужно более прочное шасси, использовали агрегатную базу Луаза.

Главная проблема – батареи

Серьезной проблемой были аккумуляторы (собственно, это и сегодня камень преткновения для всех производителей электроавтомобилей). Имеющиеся стандартные отечественные батареи обеспечивали пробег по городу не более 20 км, установлены позже импортные аккумуляторы в сочетании с отечественной электроникой дали возможность легко проехать до 200 км без подзарядки.

Кстати, на сравнительных тестах – своего рода соревнованиях электромобилей, организованных в середине 1990-х на киевской трассе «Чайка», тестовый электромобиль НПЦ «Информатика» оказался лучшим по запасу хода, хотя ему противостояли российские и французские аналоги.

"Київ-1103": як загинув перший український електромобіль

Последний из опытных образцов Киевского электромобиля в полуразобранном виде несколько лет пылился на территории СТО в Киеве

Но импортные батареи были слишком дороги для серийного электромобиля украинского производства. Однако его создатели подобрали достойный вариант: в одной израильской фирме, развивает производство тяговых батарей, нашлось двое бывших харьковских ученых, заинтересованных в массовом применении их разработок. Таким образом, все вопросы комплектации были решены, оставалось организовать серийное производство.

Серийное производство

Для производства товарных электромобилей организовали акционерное общество «Электромобиль». Его соучредителями выступили вышеупомянутый НТЦ «Информатика» и Институт электросварки им. Патона, который предоставил территорию, а также несколько физлиц.

Европейский «Дойче Банк» готов предоставить кредит на 6 лет под 4% годовых. Израильский производитель аккумуляторов приготовился развернуть в Киеве производство своих новых батарей, в том числе для поставок в Европу, и даже таких, которые могут быстро сниматься. Были согласованы поставщики свинца и цинка для их выпуска, согласованы детали размещения производственной площадки с городскими властями…

Но тут произошел первый крупный сбой: Кабмин не дал инвесторам своих гарантий о возврате кредита банку и под защиту израильских инвестиций. Это был уже конец 1990-х, развал экономики, потеря связей и ориентиров.

АО «Электромобиль» пыталось наладить производство без маститых иностранных инвесторов, но вскоре и Институт Патона вышел из игры. Проект остался не только без денег, но и без производственной базы, в которую, кстати, только «Информатика» вложила несколько сот тысяч долларов.

"Київ-1103": як загинув перший український електромобіль

Конструкторы НТЦ «Информатика» пытались рассчитывать на комплектацию только отечественными узлами и деталями. Это важно для себестоимости

Конец проекта

Последний из опытных образцов, под условным именем «Киев-1103» оставался в рабочем состоянии примерно до 2002 года. Потом разукомплектованный стеклопластиковый кузов какое-то время оставался на территории небольшой автомастерской на Демеевке. Но несколько лет назад найти его следы неравнодушным энтузиастам уже не удалось.

Интересно, что НТЦ «Информатика» живет и поныне, и более того, плодотворно работает над новыми инфраструктурными проектами. Скорее всего, если бы поддержала его государство в середине 1990-х, проект «Киев-1103» тоже был бы успешным.

Кстати, относительно тех израильских аккумуляторов для украинских электромобилей. Не та ли это компания, которая десятью годами позже создавала батареи для израильского проекта Better Place? Сконструированные под него удлиненные седаны Renault Fluence Z. E., как подсказывает память, использовали также съемные (сменные) аккумуляторы…