Каким мог быть следующий ЛуАЗ

Яким міг бути наступний ЛуАЗ

Каким мог быть новый ЛуАЗ
/ Авто 24

Так получилось, что бескомпромиссный внедорожник ЛуАЗ по кличке «Волынь» был первой и последней самостоятельной моделью Луцкого автозавода. Было сделано несколько попыток заменить его, однако о наиболее интересную замену вспоминают сегодня очень редко.

Созданный в 1960-е на базе армейского плавающего транспортера луцкий внедорожник был слишком простым – минимум комфорта, большой расход топлива и малый ресурс. Только уникальная проходимость и отсутствие альтернативы подпитывали спрос на ЛуАЗ-969, и на третьем десятке лет конвейерной жизни вопрос замены было поставлено, что называется, ребром. Но история вышла непростая.

Яким міг бути наступний ЛуАЗ

Стилистика «ЛуАЗ » Прото» работы леніградських дизайнеров была передовой для конца 1980-х годов. В то же время машина сохраняла практичность.

Началось все мирно: заводские конструкторы неспешно проектировали и испытывали «перспективный», как тогда говорили, ЛуАЗ-1301. Модель традиционно ориентировалась на агрегатную базу запорожских легковушек. Но тут в стране случилась перестройка, а вместе с ней и очередной (после Продовольственной программы борьбы с пьянством) перегиб: из уст тогдашнего Генсека прозвучало лозунг о том, что советский автопром должен стать законодателем мировой автомобильной моды.

Одной из причин, которые побудили к такого озарения, было знакомство руководства страны с работами лидеров отечественного движения СамАвто. «Саморобники» могут делать современные машины, а профессионалы нет?!» – возмутилось высокое начальство. Профессионалы схватились за головы и бросились объяснять разницу между массовым и кустарным производством, но было поздно: послушная пресса успела разнести идею руководства страной миллионными тиражами.

Яким міг бути наступний ЛуАЗ

Яким міг бути наступний ЛуАЗ

Яким міг бути наступний ЛуАЗ

Министерское техзадание обязывало подготовить к выпуску новый ЛуАЗ с практичным и многофункциональным кузовом. В НАМИ прислушались.

Для имитации бурной деятельности нескольких главных самордільників приняли на работу на предприятия автопрома. Геннадий Хаїнов и Дмитрий Парфенов – авторы действительно интересной машины «Лаура» – в 1986 году получили должности в специально созданном филиале НАМИ, точнее, в ленинградской лаборатории макетирования перспективных автомобилей.

Одной из работ лаборатории в 1989 г. стала новая модель для Луцкого автозавода. Проект «ЛуАЗ » Прото» был альтернативным по заводской разработки ЛуАЗ-1301, которая на то время уже пережила несколько стадий совершенствования. Конечно, ленинградский концепт выглядел более выигрышным, прежде всего за дизайн: смелая пластика при сохранении функциональности, преимущественно просты в производстве кузовные детали, непохожесть и нестареющий стиль без остро модных элементов.

Яким міг бути наступний ЛуАЗ

Яким міг бути наступний ЛуАЗ

Прототипы будущей модели Луаза от НАМИ и заводского КБ (справа) выглядели по-разному. Отчасти потому, что заводчане пытались сделать будущую машину ближе к своих производственных возможностей.

Немного портили картину «нивовські» колеса и «восьмеричное» руль, но это легко объяснялось недостатками опытного образца, который по идее был далек от окончательного варианта. Авторами экстерьера были талантливые дизайнеры А. Костевич и А. Сунтеєв. Обратите внимание – до появления не менее внятного аналога Toyota RAV4 оставалось еще 5 лет.

Яким міг бути наступний ЛуАЗ

Утверждается, что «ЛуАЗ » Прото» вернули с НАМИ в Ленинград без изучения и испытаний. Но очень похоже, что на этом фото концепт запечатлен на испытательной дороге Дмитровского полигона.

По компоновке автомобиль тоже был вполне в духе времени: продольный двигатель, постоянный привод на заднюю ось, передок, жестко подключается. Не совсем конечно на то время был решен вопрос полного привода. Раздаточной коробки не было, отбор мощности на передний мост осуществлялся прямо от основной 6-ступенчатой КП, ее же две первые передачи использовались вместо понижающего ряда. Для этого две первые ступеньки были сделаны необычно «низкими». Собственно, так же была организована «понижайка» и на старом ЛуАЗ-969, а сегодня супернизкая первая передача с успехом заменяет «раздатку» на Renault Duster.

Конструкция несущего кузова «ЛуАЗ » Прото» была не передовой, а скорее примитивной. Но так требовало техзадание союзного министерства: сваренный металлический каркас и легкосъемные пластиковые панели проще и дешевле освоить в производстве, чем штампованные детали цельнометаллического кузова. Зато скроен таким образом кузов «ЛуАЗ » Прото» легко трансформировался в пикап и в мініфургон для перевозки грузов – все-таки автомобиль был задуман как недорогой сельский внедорожник.

При проектировании молодые конструкторы НАМИ ориентировались на производственные возможности тогдашнего отечественного автопрома. Министерское техзадание предписывалось использование «таврического» 1,1-литрового мотора МеМЗ-245 (53 к.с.), а коробка передач, хоть и была оригинальной, использовала начинку (блока шестерен) от той же «Таврии». А вот подвеска была полностью оригинальной, причем с использованием алюминиевых рычагов!

Яким міг бути наступний ЛуАЗ

Этот интерьер спроектирован в 1989 году. Если бы не руль от «Самары», трудно было бы поверить, что это не иномарка начала 2000-х.

Спереди была независимая конструкция MacPherson, сзади – очень интересная схема De Dion (как на Alfa Romeo 75 и Ferrari Testarossa, кстати!). Из других актуальных решений – использование закрытых шарниров равных угловых скоростей вместо обычных карданов на обоих мостах.

Таким образом, нашему Луаза приготовили сразу два проекты для освоения, причем один из них – весьма привлекательный и действительно перспективный. Но денег на внедрение новинок в производство не нашлось, а вскоре Луцкий автомобильный перешел на сборку машин из готовых машинокомплектов.