Каким был первый ЛАЗ: удивляемся вместе

Яким був перший ЛАЗ: дивуємося разом

Какими злыми порой бывают стереотипы! Несколько десятилетий слово «ЛАЗ» было синонимом слова «автобус» – и вот оказывается, что задолго до автобусов под львовским брендом выпускалась – подумать только – строительная техника!

Каким был первый автомобиль марки ЛАЗ, сегодня узнать несложно. Труднее понять логику хозяйственников, которые за десяток лет трижды поменяли специализацию предприятия. Но в послевоенный период 1945 – 1955 гг. обсуждать приказы не было принято.

Начало

Только вчера отгремели последние бои Второй мировой войны, а во Львове взялись за организацию автосборочного предприятия. Основан в мае 1945-го завод заработал через три года, но на самом деле, собирали тут никакие не автомобили, а прицепы-автолавки, легкие прицепные фургоны-хлебовозки и ковши для экскаваторов типа “обратная лопата”.

А несколько лет спустя дошла очередь и до автомобилей, правда, не совсем обычных, а самоходных автокранов грузоподъемностью 3 тонны. В 1951 году начали производить унифицированную модель крана АК-32 на шасси грузовика ЗИС-150. Это была адаптирована под львовские возможности модель К-32, которую в Советском Союзе выпускали сразу несколько заводов.

Яким був перший ЛАЗ: дивуємося разом

Автокран К-32 выпускался на нескольких заводах Союза, причем каждое предприятие вносило в конструкцию свои незначительные изменения. Львовская версия называлась АК-32 (1951 – 1955 гг.) и ЛАЗ-690 (1955 – 1964 гг.)

А в 1955 году появился первый автомобиль под брендом ЛАЗ – кран еще раз модернизировали (например, облегчили на 500 кг) и назвали ЛАЗ-690. Ради справедливости следует сказать, что прицепы и фургоны также носили бренд, известный нам по тысячами автобусов, что до сих пор бегают по дорогам страны: ЛАЗ-150Ф, ЛАЗ-712, ЛАЗ-729, ЛАЗ-742Б. Но хронологически автокран ЛАЗ-690 все же кажется первым самоходным транспортным средством львовского автобусного завода.

Как устроен первый ЛАЗ

Автокран был рабочей лошадкой ремонтников и монтажников на строительстве, в коммунальном хозяйстве больших и малых городов, на крупных предприятиях. Собственно, он поднимал и перемещал все, что нужно было переложить с места на место в пределах его грузоподъемности и досягаемости его 6,5-метровой стрелы.

Яким був перший ЛАЗ: дивуємося разом

До 1957 г. автокраны ЛАЗ-690 базировались на шасси грузовика ЗИС-150 (на фото), а после того – на его модернизированной версии ЗИЛ-164

Конструктивно это была простая и неприхотливая техника, кран относили к категории канатно-блочных. Привод подъемного механизма был механическим, от рядного 8-цилиндрового двигателя Зис крутящий момент передавался через коробку отбора мощности на червячные редукторы стрелового и грузового барабанов – своего рода лебедок, которые канатами поднимают, соответственно, стрелу и сам груз. На кране не было даже обязательных в нынешнее время колодок с барабанами для торможения лебедок при выполнении команды “майна!” (вниз) – использовалось торможение двигателем, подобно тому, как это происходит с автомобилем во время движения накатом.

Яким був перший ЛАЗ: дивуємося разом

Запаска за кабиной крановщика – характерный признак именно Лаза. Фара на крыше этой кабины была лишь в поздних версий данной модели

Для простоты и надежности конструкторы отказались от дополнительных силовых передач и реализовали регулирования скорости подъема и опускания крюка через штатную коробку передач (кстати, пятиступенчатую!). Чтобы поднимать груз с нужной скоростью, крановщик выбирал соответствующую передачу и давал газку” или наоборот “сбрасывал” обороты с помощью второго акселератора, спаренного с тем, что был у него под ногой в передней, водительской кабине.

Яким був перший ЛАЗ: дивуємося разом

Как не странно, с новинкой отечественного автопрома можно было познакомиться на рекламных флаерах

Кстати, о заднюю кабину, которая волшебным образом превращала водителя на крановщика. Автокраны ЛАЗ отличались тем, что она была цельнометаллической, в то время как другие заводы использовали архаичный деревянный каркас. Остекление было круговым, посередине – мягкое кресло, перед ним – рычаги и педали управления подъемными механизмами и поворотом стрелы.

Все это, с позволения сказать, крановое хозяйство первого Лаза размещалось на поворотной платформе, которая через роликовый устройство опиралась на так называемый круг катания. Благодаря ему и зубчатому венцу крановщик мог поворачивать стрелу куда ему нужно.

А теперь – автобусы!

Всего во Львове было выпущено 3000 автокранов ЛАЗ-690, но в конце 1950-х завод начали переориентировать на автобусы, тем более, что первый проект таких был готов еще в декабре 1955 г. Но о первые львовские автобусы мы расскажем в следующий раз.

Яким був перший ЛАЗ: дивуємося разом

Автобус «ЛАЗ Украина-1» – настоящий триумфатор автобусной неделе в Ницце и выставки в Брюсселе 1967 года

А сегодня вспомним лишь, что крупнейший автобусный завод в Европе мощностью 15 тыс. автобусов на год не раз удивлял автомобильный мир своими конструкциями. Например, спроектированные в Львове модели “ЛАЗ Украина” получали Гран При автобусной неделе в Ницце, и звание “Лучший европейский автобус – 1967” на автобусной выставке в Брюсселе. Признанные эксперты отмечали не только выразительный стиль и комфортабельность львовских машин, но и передовую и рациональную строение указанных автомобилей – о чем говорит, например, полученная тогда ЛАЗом Золотая медаль за конструкцию кузова.