Какие автомобили производились в Украине за 28 лет независимости

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

Автомобили Независимости
/ GettyImages

Автомобильные заводы и модели, которые производились во времена независимой Украины.

В эпоху своей политической и экономической самостоятельности Украина вошла с мощной, даже по зарубежным меркам, автомобильной промышленностью. Но и советского наследия для растущего авторынка оказалось мало. Поэтому в начале ХХІ века в стране выросли новые автозаводы – в первую очередь сборочные, но от того не менее масштабные: 400 тысяч автомобилей собственного производства на год – это вам не шутки, а почетное членство в двадцатке ведущих автомобильных держав мира.

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

На этом коллаже – лишь часть моделей, которые выпускались на Зазе в годы независимой Украины.

ЗАЗ

Запорожский автомобилестроительный завод.

Единственный в Украине автозавод полного цикла и флагман украинского автопрома в пиковые для себя годы (2007 – 2008) производил около 250-280 тыс. автомобилей в год. Модельный ряд менялся по мере роста благосостояния населения: народные «Таврия Нова» со «Славутой», загадочная неудачник «Дана», вездесущий Lanos, яркая и недолговечная Forza, несколько Chery, которые быстро забылись, и Vida в трех кузовах в придачу. В предкризисные годы (2004-2008) на Зазе мелкоузловым методом – и по несколько десятков тысяч в год! – собирали ВАЗ-2109/21099 и Opel Astra G. Запорожцы даже варили и красили кузова, причем производство было сертифицировано концерном General Motors!

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

На заводе Заза в Ильичевске собирали крупноузловым методом даже “Мерседесы”, но настоящей “вечной” моделью оказался Lanos, который под разными именами и брендами выпускался в Запорожье и Ильичевске с 1998 по конец 2017-го: Daewoo Lanos, Daewoo Sens, ZAZ Lanos, Chevrolet Lanos, Chevrolet Chance… Кроме того, на Зазе выпускали автобусы i-Van и грузовики.

КрАЗ

Кременчугский автомобильный завод.

Крупнейший в Европе производитель грузовиков, пожалуй, наиболее плодотворный на собственные модели в нашем автопроме: более трех десятков базовых моделей, не считая вариантов с двигателями различных экологических классов.

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

В прошлом “коньком” производственной программы завода были самосвалы КрАЗ, но в период Независимости их существенно потеснили полноприводные модели, в первую очередь армейского назначения (в том числе на экспорт). Двух-, трех — и четырехосные грузовики различного назначения – от коммунальных задач к перевозке тактических ракет. В лучшие годы выпускалось до 25 000 машин в год.

В 1996-2000 гг. на заводе совместно с итальянцами выпускали развозные фургоны Iveco TurboDaily и 16-местные микроавтобусы на их базе. Причем степень локализации производства была достаточно высокой, – в Кременчуге варили и красили даже кабины, украинской была и коробка передач.

КрАСЗ

Кременчугский автосборочный завод

Относительно небольшое предприятие занималось крупноузловой сборкой различных автомобилей. Начинали в 1995 г. из «Газелей», потом были «Волги» ГАЗ-3102 и -3110, микроавтобусы «Соболь», утилитарные внедорожники УАЗ. В том числе несколько тысяч окрашенных в песочный цвет «Уазиков» ушло на экспорт, в армии Ирака.

На отдельном конвейере собирали Вазы: классические “четверки”, “пятерки” и “семерки”, а также целая подборка моделей “десятого” семейства. Позже легковушки стали более современными, здесь начали сборку китайских Geely нескольких моделей: CK-2, MK, MK-2 и МК Сгоѕѕ, Emgrand 7 EC7, Emgrand x7 и Emgrand 8. Знающие люди говорили, что “китайцы” кременчугской работы были более качественными, чем ранние “оригинальные” машины из Поднебесной. Еще одна китайская марка Great Wall, доверила кременчужанам сборник своих рамных внедорожников Hover, Safe и пикапа Wingle.

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

Отдельная страница в истории КрАСЗа – корейские внедорожники SsangYong. В некоторые периоды все модели марки, которые продавались в Украине, имели кременчугское происхождения: неубиваемые рамные Rexton, Kyron, Actyon и суперпопулярный кроссовер SsangYong Korando. После того, как крупноузловая сборка оказалось нерентабельным, завод обанкротився.

“Еврокар”

Предприятие в Закарпатском селе Соломоново стоит особняком не только в смысле географии. Этот завод, видимо, имеет отношение к наибольшего числа моделей иномарок среди всех других. Ни одно другое украинское автопредприятие не имеет столь тесных и масштабных контактов с иностранными производителями – даже железнодорожная линия, идущая к заводу от словацкой границы, узкая, европейского стандарта. С 2002 года практически все автомобили Skoda, которые продаются в Украине, вышли с его конвейера. В том числе такие сложные модели, как Octavia 4х4 и Skoda Octavia Scout.

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

Кроме того, в разные периоды на «Еврокаре» собирали легковые Volkswagen (с 2003 года), Audi (с 2004 г.) и Seat – Leon, Altea, Toledo (с 2006 г.) для украинского рынка.

Характерно, что со временем крупноузловая сборка здесь стало мелкоузловой, в 2011 г. были построены и оснащены цеха сварки и окраски кузовов. Однако сейчас они не используются. В настоящее время, после остановки Заза, предприятие стало крупнейшим автопроизводителем страны.

”Богдан”

Луцкий автомобильный завод и Черкасский автомобильный завод

Хотя один из старейших автопроизводителей в стране – завод ЛуАЗ – в 2002 г. отошел от выпуска собственной модели внедорожника ЛуАЗ-1302, выпуск машин продолжался на уровне сборки. Начиная с 2001 компания из российских машинокомплектов собирала Уазы и Вазы шести моделей – “Ниву”, универсал -2104, седаны -2107, -21099 и -2110, и вездесущем “девятку”. Грузопассажирские фургончики «ИЖ-2717-90» в Луцке переоборудовали из грузовой версии «Еда». В настоящее время на Луазе работает автобусное производство «Богдан».

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

Які автомобілі вироблялися в Україні за 28 років незалежності

Тольятінська “десятка” на черкасском заводе выпускалась под именем “Богдан-2110/2111”, а пикапы собственной разработки на ее базе получили индексы -2310/-2312. Производство было глубоко локализованным, черкащане сами варили кузова из российских деталей. Выпускали в Черкассах также Hyundai Tucson, Accent и Elantra XD. На заводе собирали китайские легковушки ЈАС J5 и Lifan 620, кроссоверы Lifan Х60 и Great Wall M4. Доработанные пикапы Great Wall поступали в украинскую армию как санитарные “Богдан-2251”. Из самых свежих образцов продукции – 11-тонные грузовики 6х6 «Богдан-6317”, представляющие собой МАЗ с китайским силовым агрегатом.