Как удержать персонал в условиях спада авторынка

Як втримати персонал в умовах спаду авторинку

Авторынок 2019 – основные прогнозы и тренды

2019 год для автомобильного рынка будет совсем не простым — прогнозируется снижение объемов рынка новых автомобилей и отток квалифицированных специалистов за рубеж. Как их удержать и на что стоит обратить внимание, говорили на заседании Клуба директоров автобизнеса.

Люди, работающие в автобизнесе, привыкли строить планы как минимум на год вперед. Исходя из этих планов закупаются запчасти, обсуждаются квоты на поставку автомобилей и планируются другие бизнес-процессы.

Исходные данные

Прошлый, 2018 год был переломным с точки зрения изменения правил игры. Закон, позволивший легализовать «євробляхи», дал новые возможности для ввоза старых автомобилей. Предусмотренный документом льготный период уже фактически закончился, но скидка 50% на акциз при ввозе подержанного автомобиля позволяет сэкономить около 20% от общей суммы платежей в пользу государства. Это не так много, учитывая «средний чек» растаможка около 2 400 евро. Очевидно, что даже после окончания льготного периода подержанные автомобили из стран Европы будут массово получать украинские номера.

Як втримати персонал в умовах спаду авторинку

Для понимания масштабов распределения достаточно взглянуть на цифры. По данным «Укравтопрома», в течение января свою первую регистрацию в Украине прошли 51,5 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Для сравнения, за тот же период было продано всего 5258 (-20% к январю прошлого года) новых легковых авто. В результате доля подержанных автомобилей на первичном рынке достигла 91%.

Взгляд в будущее

Будущее рынка новых автомобилей в этом году не слишком привлекательное. Доктор экономических наук, генеральный директор группы компаний Advanter Group Андрей Длигач считает, что в 2019 году нас ждет падение продаж новых авто примерно на 10%. То есть, если в 2018 году было продано 82 тыс. новых авто, то прогноз на 2019 год – около 74 тысяч авто. И это, по мнению Андрея Длигача, прогноз оптимистичный, если не будет никаких политических потрясений.

Другие эксперты говорят о том, что результаты января нельзя считать показательными, поскольку действовал льготный период для «євроблях», который закончится в феврале. Прогноз Дениса Масарского, CFO в Avtodom Atlant-M LLC, говорит о том, что продажи новых авто в 2019 году будут вполне сопоставимы с результатами 2018 года. По его мнению, спад, который наблюдается в первые месяцы нового года, компенсируется ростом во второй половине 2019 года.

Як втримати персонал в умовах спаду авторинку

Но все эксперты единодушны в мнении, что этот год смело можно будет назвать годом старых автомобилей. А это, в свою очередь, обязывает вносить коррективы в свои планы. Очевидно, что большое количество старых и относительно высокотехнологичных автомобилей создаст повышенный спрос на доступные и качественные запасные части. Также, несомненно, возрастет спрос на услуги автосервиса.

Подводные камни

Практически все участники первого в этом году заседания Клуба директоров автобизнеса отмечают похожую проблему – острую нехватку высококвалифицированных кадров для автосервиса. Отток «рабочих рук» в более развитые и благополучные страны время парализует работу некоторых предприятий.

Главная причина трудовой миграции – уровень заработной платы. Например, в США или Канаде специалист по покраске авто зарабатывает от 40 до 70 тысяч долларов в год. В соседних с нами Польше и Чехии зарплата такого специалиста легко достигает двух и более тысяч евро в месяц. В Украине зарплата автомаляра в разы меньше.

Украинском автосервиса приходится работать с теми, кто по каким-то причинам не смог или не захотел уехать, а также с теми, кто еще не набрался достаточно умений и опыта для получения работы в цивилизованных странах. Хорошая новость в том, что работа в таких условиях все-таки возможно, просто нужно потратить больше усилий на ее организацию.

Чтобы удержать работника на отечественном предприятии, главное внимание следует уделять коммуникациям внутри компании и нематериальным факторам мотивации, считает Татьяна Коробова из компании K&P Partners. Кроме того, следует потратить усилия на перестроение бизнес-процессов в соответствии к новым условиям работы.

Як втримати персонал в умовах спаду авторинку

Четкие должностные инструкции и максимальное разбиение сложных процессов на простые операции позволят оптимизировать количество сотрудников и оплату их труда. Подавляющее большинство операций в автосервисе не требуют высокой квалификации, соответственно для их выполнения нужны низкоквалифицированные работники, которые не требуют больших затрат.

Сложных операций, требующих высокой квалификации, на самом деле не так много. Для их выполнения нужны хорошие специалисты с высокой оплатой труда. Регулируя соотношение высококвалифицированных и низкоквалифицированных кадров за помощью разбивки сложных операций на более простые, можно решить кадровый вопрос.