Как правильно определить уровень масла в автоматической коробке передач

Як правильно визначити рівень масла в автоматичній коробці передач

Как правильно померить уровень масла в АКПП
/ GettyImages

Чтобы автоматическая коробка передач всегда радовала нас удобством и комфортом управления, ей нужен минимальный уход. Но вот как раз самая простая операция с проверки масла вызывает массу вопросов. Как же правильно замерять уровень масла в «автомате»?

Прежде всего договоримся, что речь здесь будет идти о автоматические коробки передач в их классическом понимании – с гидромеханической начинкой. То есть в данном случае мы рассмотрим агрегаты с фрикціонами и гидротрансформатором, а не вариаторы или “работы” различных типов. К тому же, во многих современных трансмиссий уровень масла в АКП контролируется уже не водителем, а бортовой электроникой. Потому щупа под капотом у таких машин нет – как нет и ответственности владельца за эту процедуру.

Як правильно визначити рівень масла в автоматичній коробці передач

Масло ATF или другое подобного типа в классических “автоматах» работает и как смазка, и как рабочая жидкость гидравлической системы и гидротрансформатора.

Почему это важно

Такой замечательный агрегат, как автоматическая коробка передач, нужно беречь, поскольку его ремонт стоит недешево, да и специалисты есть далеко не везде. Между тем, именно уровень рабочей жидкости (называть маслом ATF – automatic transmission fluid не совсем правильно) автоматической коробки передач может радикальным образом повлиять на ее исправность.

Уничтожить АКП может как низкий уровень ATF, так и высокий. В первом случае через полусухое трение подгорают и ускоренно изнашиваются некоторые детали коробки, во втором – из-за вспененное масло падает его давление, нарушаются переключения, коробка “дергается” и “буксует”.

Правда, практика показывает, что не во всех случаях отклонения от нормы уровня вызывают столь катастрофические последствия, но тем не менее требований, установленных автопроизводителем, нужно соблюдать.

Як правильно визначити рівень масла в автоматичній коробці передач

Классические АКПП – «автоматы» гидромеханического типа – как правило служат до капремонта не менее, чем двигатель, а то и весь автомобиль. Но при условии своевременного контроля уровня масла и его замены.

Непременные условия

Несмотря на видимую простоту процедуры, заводской мануал обставляет замер уровня масла в “автомате” несколькими условиями. Причем у разных марок авто и трансмиссий они могут быть разными.

  1. Автомобиль с работающим двигателем должен стоять на ровной горизонтальной поверхности.
  2. Коробка должна быть прогрета до рабочей температуры. Для этого нужно проехать около 10 – 20 км (ориентируйтесь также по температуре двигателя).
  3. На месте неспешно поочередно включите все режимы АКП.
  4. Дальше начинаются варианты в зависимости от марки авто и коробки передач. Селектор нужно поставить в положение P или N (см. заводской мануал).
  5. В некоторых авто двигатель должен оставаться работающим, в некоторых – быть заглушен, но не более 1 – 2 минут назад.
  6. Вытащите щуп из гнезда, протрите его тряпкой, снова вставьте, сразу вытяните и зафиксируйте уровень масла на нем. Он должен находиться между метками Min и Max в зоне Hot (горячо).

Як правильно визначити рівень масла в автоматичній коробці передач

Як правильно визначити рівень масла в автоматичній коробці передач

Як правильно визначити рівень масла в автоматичній коробці передач

Як правильно визначити рівень масла в автоматичній коробці передач

Як правильно визначити рівень масла в автоматичній коробці передач

Щупы АКПП выглядят по разному. Кроме меток минимального и максимального уровня для холодного и горячего состояния на них бывает указано тип ATF и рекомендована для замера температура масла в градусах (по Цельсию или Фаренгейту).

Отметим, что на щупах многих коробок есть также зона меток Cold (холодный), в ней уровень должен находиться при непрогретой, холодной коробке. Этот замер менее точный, он служит скорее для общей проверки наличия жидкости в АКП. Также на щупе иногда можно найти указание на тип жидкости, которую нужно заливать в эту коробку.

Рекомендация Авто24

Если заводской инструкции или проверенной СТО в доступной близости от вас нет, а подозрения к количеству жидкости в АКП вдруг возникли, извлекайте щуп и включайте логику. Отсыл к температуре измерения – зоны (группы меток) – Hot (горячее) и Cold (холодный) на нем будут всегда, и соответственно до температуры двигателя ориентируйтесь по ним.

Независимо от того, заведен двигатель или нет, наличие масла в районе меток Min и Max говорит о том, что масло в коробке в принципе и на машине можно доехать до дома или ближайшей мастерской. А там уже придется провести замер по всем правилам, чтобы при необходимости скорректировать уровень.