Для чего в СССР бензин сливали в лесополосы

Для чего в СССР бензин сливали в лесополосы

Почему в СССР бензин сливали в лесополосы

Одна из легенд не такого уж далекого прошлого: бывалые водители рассказывают о временах, когда бензин был просто лишний — и его тайком сливали в землю … было такое чудо на самом деле?

в подобных ностальгических чувствах самом деле нет ничего удивительного — для людей естественно помнить приятные моменты из прошлого. Но поскольку такой факт имел место, все же интересно — как такое могло быть, что автомобильное топливо, полезный продукт, всегда пользовался спросом у населения, просто уничтожали? «Авто24» узнавал у водителей-ветеранов, почему такое имело место.

Для чего в СССР бензин сливали в лесополосы

Водительская профессия в советское время во многих случаях предусматривала дополнительные, хотя и не совсем законные доходы

Оплата труда: «сдельщина»

Для понимания ситуации, ключевой момент в том, что все автотранспортные предприятия советского периода были не частного формы собственности — если говорить упрощенно, то государственными. Соответственно, настоящего хозяина непосредственно на предприятиях не было, поэтому учет материальных ценностей и учет выполненных работ было организовано не очень строго.

Большая — если не больше — часть водителей получала зарплату в зависимости от количества перевозимых грузов и намотанных при этом километров. И соответственно, каждый автомобиль получал бензин соответствии пробега. Чтобы увеличить зарплату, водители массово приписывали себе тонно-километров.

Чаще всего приписки принимались бухгалтерией, водителю причисляли большой пробег, вносили соответствующие цифры в зарплатную ведомость, но … Для полного баланса этого уравнения на машину нужно было списать увеличенное количество топлива. И его списывали, и водитель с радостью принимал лишний бензин как приложение по зарплате. Однако так просто деньги с неба никогда не падали.

 Для чего в СССР бензин сливали в лесополосы

Надежная металлическая канистра и шланг — непременные атрибуты профессионального водителя на государственной или колхозной автобазе

Технические тонкости

Понятно, что для успешной реализации модернизированной схемы оплаты труда нужно было обеспечить некоторые технические нюансы. Так, прежде всего водителю надо было наладить подмотки одометра при сохранении пломбы на нем. Способов было несколько. Так, самый простой — присоединение электромоторчиков от детской игрушки до приводного троса спидометра у коробки передач, там, куда конторские служащие в чистой одежде с проверкой не полезут. Более виртуозный вариант — подделка пломбы, которую навешивают на место присоединения приводного тросика под торпедо.

С другой стороны, нужно было организовать систематический слив бензина из бака. Главное при этом — обеспечить секретность, ведь, несмотря на распространение этой процедуры, попадаться ИЗ ней на глаза милиционерам и неравнодушным соседям не рекомендовалось. Нужно было укромное место и 10 — 20-литровая канистра и шланг.

 Для чего в СССР бензин сливали в лесополосы

Фото современное, но сюжет вполне хрестоматийный: водитель пытается засосать в шланг бензин, чтобы слить горючее в канистру

Канистра — предмет не очень мал, поэтому чаще всего ее приходилось прятать где-то вне машины. Шланг для переливания бензина из бака в канистру был не только инструментом присвоение, но и предметом шуток. В настоящих профессионалов шланг был большого внутреннего диаметра — до 15 миллиметров, при том что засасывать жидкость из большой диаметр намного труднее. Но через толстый шланг бензин переливается быстрее — и этот фактор часто был определяющим.

Вопрос сбыта

У каждого профессионального водителя, который работал на бензиновой машине с оплатой труда от пробега, был как минимум один надежный покупатель топлива. Это мог быть обычный водитель- «частник», который хотел иметь дешевый бензин для своего «Москвича» или «Жигули». Понятно, что профессионал продавал «частнику» государственный бензин по льготной цене.

 Для чего в СССР бензин сливали в лесополосы

В отличие от нелегального сцеживания топлива из бака, скорость при заправке была необязательна: криминала здесь не усматривалось

Но время от времени в вопросе сбыта случался сбой: водитель самосвала, бортового ЗИЛа или фургона, занят работой, не успевал освободить бак от лишнего бензина перед очередным заездом на заправку. Между тем, всем участникам процесса важно сохранить хорошую мину на лице, водителю было важно »не сжечь» и заехать на АЗС с пустым баком, чтобы вовремя убрать выделенную ему новую порцию. Поэтому имеющийся в нем бензин приходилось сливать прямо в землю. Так, востребованного на «черном рынке» товара было жалко, но страшнее было «засветить» свои незаконные манипуляции.

Справка авто24

Большинство грузовых автомобилей в СССР имели бензиновые двигатели. Дизелями комплектовались крупнотоннажные грузовики — 12-тонные КрАЗы, 7-тонные МАЗы, 10-12-тонные КамАЗы, которые работали в первую очередь на стройках, в карьерах и дальнобойных рейсах. Остальные грузовиков, в том числе грузоподъемностью 5-6 тонн, работали на бензине.