Что общего у ЛуАЗ и Hummer

Що спільного у ЛуАЗ і Hummer

Что общего у ЛуАЗ и Hummer
/ GettyImages

Американская армия лишается своего самого яркого символа – культовых внедорожников HMMWV – Hummer. В начале 1990-х эта машина наделала шуму в среде автоманів, но бывалые драйверы сразу увидели в нем немало знакомых черт.

Всегда интересно понять, почему что-то становится предметом поклонения. Пока старина Hummer окончательно не списан в запас, попробуем разобраться с корнями его популярности.

История автомобиля “Хаммер”

Этот страшноватый на вид транспорт, который сегодня можно купить за тысячу долларов, появился не на ровном месте. Люди, которые его придумали, не первый десяток лет кормятся на теме разного рода спецтранспорта – от армейских транспортеров переднего края до автобусов и почтовых фургонов.

Американская компания AM General в погоне за новым госзаказом создала некий гибрид внедорожника и пляжного багги – что-то низкое, широкое, с полным приводом и на высоких колесах.

По замыслу автобронетанкового подразделения Пентагона, это должен быть универсальный носитель всего и чего – “високомобільний многоцелевое колесное транспортное средство”, High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle в английском написании, или HMMWV. От предшественника – массового джипа М151 MUTT – новый транспорт должна отличать большая грузоподъемность, широкая многофункциональность, дизельный двигатель, способность нести множество вариантов вооружения.

Що спільного у ЛуАЗ і Hummer

Большой дорожный просвет Humvee – около 400 мм – обеспечивают колесные редукторы и полностью независимая подвеска.

К слову, за этот же контракт в конце 1970-х боролась – кто бы вы думали? – сама итальянская марка Lamborghini со своим напівбагі-напівсуперкаром Cheetah. Но победила AM General с проектом Hummer – именно так назвал машину производитель, хотя военные окрестили ее как Humvee или М998. Машину поставили на конвейер 2 января 1985 года и историки AM General написали, что с этого дня для компании наступила новая эпоха. Что же в Hummer было такого эпохального?

Характеристики “Хаммера”

Если снять его с Hummer утилитарный кузов, то шасси, что предстает перед нами, будет трудно отличить от шасси типичного классического внедорожника. Та же мощная лонжеронная рама, тот же продольный силовой агрегат спереди, та же раздатка с комплектом карданов, те же ведущие мосты по краях.

Що спільного у ЛуАЗ і Hummer

Силовой агрегат «Хаммера» расположен практически в салоне – между сиденьями. А не под ними. Это и обеспечило выгодный распределение веса и малую общую высоту, но потребовало значительного расширения машины.

Из относительно редких для армейской техники решений: независимая подвеска задних колес (как у нашего ЛуАЗ-967 1965 г.), колесные редукторы (опять-таки как у Луазов и УАЗ-469 1972 г.), вынесенные к главных передач тормозные механизмы колес (как у Citroen DS 1955 года), положен почти горизонтально радиатор (как на танке Т-44 1944 г.).

Що спільного у ЛуАЗ і Hummer

Конечно, HMMWV и ЛуАЗ-969 относятся к разным классам внедорожников, но совместные решения у них есть: колесные редукторы, независимая подвеска всех колес с большим ходом, низкая для своего класса цена.

Но одно существенное отличие от прежних внедорожных транспортеров в Hummer была – конструкторы сплюснули корпус и подняли его над землей. Добились этого, разместив силовой агрегат и сиденье пассажиров в одной горизонтальной плоскости: двигатель с коробкой подняли, а сиденья опустили. Параллельно ради лучшей развесовки и увеличения угла въезда силовой агрегат сместили к центру, так что двигатель въехал в салон и поместился между сиденьями водителя и переднего пассажира (как в УАЗ-450 1958 г. Land Rover 101FC 1967 г.).

Машину пришлось расширить, однако условия проживания экипажа вышли весьма ограниченными. В массивном корпусе поместилось только четыре человека, которые сидели по бокам от широкого центрального тоннеля в отдельных креслах.

Що спільного у ЛуАЗ і Hummer

Тесный салон в Hummer плохо приспособлен для боевых действий, поскольку в первую очередь он создавался как транспортная машина.

Особенности эксплуатации Hummer

Основной задачей американских военных М998 Hummer отвечал, поскольку имел хорошую проходимость и заданную грузоподъемность (до 2 тонн), в различных конфигурациях кузова мог нести различное вооружение. Машину приняли на вооружение, сразу заказали 55 тыс. экземпляров по цене 22 тыс. долларов за штуку и начали активную эксплуатацию в войсках.

Що спільного у ЛуАЗ і Hummer

Компания AM General выпускала добрую дюжину модификаций HMMWV, в том числе несколько версий не столько транспортной, сколько боевого назначения.

Но попадание Ниммег’а “в точку” было коротким: как только он оказался в условиях, где шла настоящая война, военные начали заказывать для него бронирование. Появились комплекты баллистического обвеса, которые крепились на внешние панели кузова и накладные бронестекла, но как что-приспособленное, они были недостаточно эффективны. Условия ведения боя в классической версии Humvee тоже были не лучшими: полноценно вести огонь мог только боец, стоящий в люке крыши, другие же, сидя в креслах лицом вперед, были ограничены в обращении с оружием.

Що спільного у ЛуАЗ і Hummer

Отсутствие или слабость брони заставляла солдат облагать стекла мешками с песком и вешать на дверь HMMWV бронежилеты – как когда-то солдаты-«афганцы» на КамАЗах.

Похоже, что американской армии нужно было что-то ближе к классу боевых разведывательных машин, вроде БРДМ 1957 г. и “Казак» 2009 г. Поэтому у американцев уже к 2006 году были готовы условия конкурса на новую машину, которая должна будет заменить Humvee, именно снят с производства.

Почему “Хаммер” популярный

Так почему Hummer от AM General стал таким популярным, если он не нес в себе новаторских идей и не идеальный с военной точки зрения? Ответ прост: тираж. Это не первый случай в мировом развитии техники, когда в историю входит не лучший, а просто самый массовый образец. Принят на вооружение одной из крупнейших армий мира, Humvee был выпущен в количестве около 300 тыс. шт. и естественным образом распространился по миру.

Побывав в большинстве горячих точек планеты и попав в сотни телекамер, он добавил к своему образу брутального вояки легкий шарм романтики – а это много чего стоит в нынешнем автомире, где правят ребрендинг, даунсайзінг и модульные платформы…