Будет ли в Украине реальный техосмотр в 2020 году

Обещанный правительством обязательный техосмотр частных авто повлечет за собой серьезные сдвиги в автомобильном бизнесе – если, конечно, это будет действительно техосмотр, а не сбор денег у населения. Но уже сегодня ясно, что с технической стороной дела будут большие проблемы.
Обязательный технический контроль (ОТК) современного транспортного средства предусматривает проверку многих систем, причем достаточно глубокую проверку, инструментальную. Для этого нужное оборудование, обученные специалисты и помещения. И первого, и второго, и третьего понадобится немало, учитывая количество легковушек в стране (6,6 млн.шт.), а также времени на ОТК каждого автомобиля – 30 – 60 минут.

В развитых странах цель обязательного технического контроля – проверить машину на безопасность и экологическую чистоту.

Сразу нужно сказать, что на сегодняшний день сеть СТО, способных осуществлять проверку транспорта, минимальная – нвыть министр инфраструктуры Криклий отметил, что в стране всего лишь около 500 центров технического контроля.

От себя добавим, что сконцентрированы они преимущественно в крупных городах – областных центрах. Это те станции, которые в настоящее время проводят обязательный ТО для автобусов, грузовиков и другого коммерческого транспорта.

В связи с этим возникает вопрос: Кто будет инспектировать те миллионы легковушек, которым понадобится заветная метка на лобовое стекло? Можно было бы предположить, что в тему вернутся мастерские, которые занимались техосмотрами до их отмены в 2011 году.

Для диагностики ходовой нужны специальные стенды с беговыми барабанами для всех четырех колес и вібромайданчиками.

Но несколько опрошенных нами предпринимателей- “СТО-шников” из данной когорты наотрез открестились от этого, казалось бы, перспективного рода деятельности. Оказывается, в их памяти слишком свежий сумм от потери денег, вложенных в оборудование для ОТК в конце нулевых годов: немалые средства оказались выброшенными на ветер после отмены обязательного техосмотра летом 2011-го. Например, после отмены техосмотра в Киеве закрылся даже замечательный диагностический центр “Автологистика”, который имеет сертификат от немецкого института TUV (NORD Mobilitat GmbH& Co.).

Для работы с диагностическим оборудованием ОТК нужны квалифицированные специалисты. За их подготовку придется платить отдельно.

Да и сумма, которую нужно выложить за комплект оборудования для полноценной проверки транспортных средств, оценивается владельцами СТО не меньше чем в 500 тыс. грн. Ведь нужно и четырехканальный газоанализатор выхлопа для бензиновых и дизельных авто, и диагностическая линия проверки увода колес, амортизаторов и тормозов, и отдельный стенд диагностики люфтов ходовой, и стойка проверки фар. И это не учитывая помещения, которое желательно сделать сквозным, для потокового проезда испытуемых автомобилей без задержек…

Такой технический арсенал – пусть даже в недорогом китайском исполнении – имеет далеко не каждая действующая СТО. Поэтому в городах и селах Украины придется заново укомплектовать около тысячи диагностических центров. Государство дает эту деятельность на откуп коммерсантам. Но где найти столько предпринимателей, готовых инвестировать минимум по полмиллиона в бизнес, который опять будет зависеть от повестки дня нашей меняющейся власти?

Чтобы обычные СТО могли проводить обязательный техконтроль, одним постом не отделаться – придется выделять отдельный цех или линию.

Правда, все это дорогостоящее электронное и механическое оснащение может не понадобиться, если запускать в стране не строгий и беспристрастный контроль подвижного состава, а очередную формальность с целями, далекими от вопросов безопасности. Хотелось бы ошибаться, но пока все говорит именно о втором варианте. Тем более, что убедительных аргументов относительно защиты обещанного ОТК от коррупции общественность так и не услышала.