ЗіЛ-135МШ: як вантажівку з літаком схрестили

Космическая промышленность – это плацдарм для развития самых невероятных технологий. Так, в результате сотрудничества СКБ и космических служб СССР появился ЗИЛ-135МШ, уникальная сложнейшая грузовик на самолетном шасси.

Зачем советской промышленности понадобился очередной уникальный вездеход? Появление ЗИЛ-135МШ связана с одним из самых масштабных космических проектов СССР. В то время, как в США строили гигантский ракетоноситель «Сатурн-5», в Советском Союзе готовили достойного конкурента – космический аппарат Н-1. Супер-ракету проектировали в самарском ОКБ-1 под руководством Королева.

Конечно, большой проблемой стало транспортировку этой ракеты с космодрома Байконур. Комплекс Н-1 состоял из нескольких блоков, каждый из которых весил 10 и более тонн.

ЗіЛ-135МШ: як вантажівку з літаком схрестили

ЗіЛ-135МШ: як вантажівку з літаком схрестилиЗіЛ-135МШ: як вантажівку з літаком схрестили
ЗіЛ-135МШ: як вантажівку з літаком схрестили

Единственным доступным на тот момент способом перевозки была железная дорога, однако правила перевозки грузовыми поездами требовали разделения блоков космического аппарата на более мелкие части. Такой вариант не устраивал инженеров, и было решено воспользоваться баржей для отправки Н-1 вниз по Волге (от Куйбышева до Гурьйова) – отсюда космический аппарат и должен был быть забран сухопутным транспортом.

Королев определил, что новый транспортер должен иметь грузоподъемность не менее 25 тонн – в этом случае появлялась возможность доставить третью ступень ракеты с космодрома в уже собранном состоянии (со смонтированной аппаратурой управления космическим кораблем).

Работы по созданию необходимого вездехода возглавил В.П. Петров, под личным контролем Королева. Опытный образец автомобиля, который, казалось, был нестандартным абсолютно во всем, представили летом 1967 года. Весомый ЗИЛ имел ранее невиданную колесную формулу 4х4 2х2. При этом две пары передних колес оборудуются стойками с пневмогидравлическими амортизаторами телескопического типа, как у шасси самолета Ил-18. Такая конструкция позволяла при необходимости изменять высоту подвески (полный ход амортизаторов составлял 450 мм).

При этом минимальный дорожный просвет ЗИЛ-135МШ достигал одного метра. В ступицу каждого из четырех передних колес встраивался электродвигатель мощностью 15 кВт, как основной силовой агрегат использовался бензиновый ЗИЛ-375 объемом 7 литров и мощностью 180 лошадиных сил, он же приводил в движение генератор постоянного тока мощностью 120 кВт.

Максимальная скорость грузового вездехода составляла 20 километров в час, что было довольно много, по сравнению с другими машинами аналогичных размеров того же назначения в шестидесятые годы. Инновационная рулевая система агрегатного завода “Дзержинец” с электромеханическим приводом позволяла поворачивать передние колеса на девяносто градусов и обеспечивала превосходную маневренность для автомобиля таких размеров. Кабина из стеклопластика была полностью вынесена вперед, за пределы колесной базы.

После окончания испытаний ЗИЛ-135МШ пост главного конструктора космической техники перешел от Королева до В.П. Мишина, который посчитал перевозки ракет по пустынной местности рискованной затеей и отказался от нее в пользу более дорогих и неудобных методов перевозки новой ракеты. Однако, уникальная технология, разработанная советскими специалистами, “всплыла” в 1976 году в проекте платформы с гидравлическими подвесками опор, представленной французской компанией “Николя”.

Некоторые специалисты считают, что многие решения по ЗИЛ-135 МШ могли бы найти свое применение и сегодня.

Источник

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *