ЗАЗ-965А – мрія, родом з дитинства

Могу поспорить, что не все знают индекс этой модели, но большинство людей помнят прозвища, которыми окрестили этот автомобиль в советские времена и которыми называют его до сих пор. “Горбатый”, “Малыш”, “Зазік”, “Жужик”…

Несмотря на эти разношерстные названия, абсолютно все к этому авто относятся по-доброму. Ведь эта поистине народная малолитражка однажды изменила у нас в стране само понятие автомобиля, превратив его из предмета роскоши в доступное транспортное средство.

Немного истории

Прототипом первого “Запорожца” был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного больше. Экстерьер его выполнен в таких же “итальянских” решениях: наклонные линии кузова, выпуклые крылья, молдинг на борту, круглые фары. Одной из отличительных черт “ЗАЗика” есть воздухозаборники – так называемые “жабры” или, как их еще окрестили, – “терки Вассермана”, расположенные в задних крыльях автомобиля.

Почему именно такое название? – спросите вы. Дело в том, что в процессе разработки машины одной из главных проблем было перегрева мотора.

Решение нашел конструктор завода “Коммунар” (ЗАЗ) по фамилии Вассерман (хотя и не всемирно известный Анатолий). После испытаний его идея “жабр” была одобрена, а впоследствии деталь получила прозвище “терка Вассермана”.

Первое знакомство

Итак, я жду 965-й для фотосессии. Завидев его еще издали, любуюсь чудо-машиной. И вот он подкатился ко мне и… снова удивил! А все потому, что подобно Роллс-ройса, двери здесь открываются в “другую” от привычной нам сторону, в направлении к задней части авто. Кстати, садиться в автомобиль с такой конструкцией дверей намного удобнее! По этому поводу даже существует анекдот, что тормоза “Запорожцу” не нужны, ведь открытые на ходу двери работают как тормозной парашют!

Вадим, владелец ЗАЗ-965, выбрался из автомобиля и позволил мне изучить машину подробнее. Салон при своих скромных размерах оказался довольно удобный. Поскольку автомобиль позиционировался как семейный, то на задних сиденьях взрослому человеку будет не особо комфортно, но для детей – в самый раз! Дальше взгляд падает на приборную панель, где можно заметить минимально необходимый набор: спидометр и два датчика – указатель уровня топлива и температуры масла.

Поскольку система охлаждения двигателя “Запорожца” – воздушная, то очень важно следить за температурой масла, ведь при ее повышении заметно падает мощность автомобиля и сильно сокращается ресурс.

Особенно стоит отметить переключатели поворотников. Здесь они не привычные подрулевые, а в виде расположенных в центре торпеды тумблеров. Так что при перестроении необходимо отрывать руку от руля, включать тумблер, а после завершения маневра – выключать: автоматической системы отключения здесь, разумеется, нет.

Поскольку кондиционер в советскому автомобили в те годы не могло идти и разговора, для комфортной поездки в жаркие летние дни Вадим установил в салон мини-вентилятор. Отдельно стоит упомянуть “печь”. Она имеет автономную конструкцию и работает на бензине, тем самым отлично прогревает салон и не позволяет замерзнуть водителю даже в мороз. А вот что вы не сможете обнаружить в интерьере, так это штатную аудиосистему, поскольку “Запорожец” с завода им не оснащался. Но нам попался экземпляр, в который владелец сам установил современную магнитолу.

Работает отлично!

ЗАЗ-965А – мрія, родом з дитинстваЗАЗ-965А – мрія, родом з дитинства

ЗАЗ-965А – мрія, родом з дитинства

Багажник у “Запорожца” маленький, и в нем располагается топливный бак и запасное колесо.

 

“Горбатая техника”

Колеса у “Запорожца” узкие и всего 13 дюймов в диаметре. По кругу установлены барабанные тормоза, которые при таком ничтожном весе автомобиля (снаряженная масса составляет 665 кг) полностью справляются с поставленной задачей без вакуумного усилителя, и торможение происходит уверенно. Передняя подвеска у 965-го жесткая, выполнена по типу Volkswagen Käfer с двумя поперечными торсионами, а задняя – как на грузовой Татре: рычаги стоят под углом, и в крутых поворотах он так и хочет перевернуться.

Поэтому больше половины ЗАЗ-965, продаются, являются “перевертишами”… Вследствие незагруженного “передка” руль здесь легкий, и из полосы в полосу автомобильчик перепрыгивает очень хорошо . Хотя перестроиться или обогнать кого-то иногда бывает очень проблематично.

И дело здесь даже не в мощности и не в крутящем моменте, а в зеваках с гаджетами! Если пару лет назад народ больше сигналил, махал и показывал “класс”, то сейчас все снимают “Запорожец” и частенько мешают совершить маневр!

Зато с парковкой проблем нет – всегда найдется “дырка”, в которую можно залезть.

Что касается мотора, у модели ЗАЗ-965А установлен V-образный 4-цилиндровый двигатель объемом 887 кубических сантиметров, развивает мощность в 27 лошадиных сил. Немного по современным меркам, но при весе авто в 665 килограммов агрегат вполне справляется. Вадим заливает 92-й бензин, расход – меньше 10 литров на 100 километров. Говорит, что точно не засекал: когда едешь на таком “Запорожце”, о расходе топлива не думаешь!

Отдельно стоит отметить проходимость автомобиля – она на высоте! Из-за того, что двигатель вместе с трансмиссией установлен сзади и привод соответственно тоже задний, 965-й спокойно преодолевает сложные дорожные условия.

Источник

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *