Зачем нужно проверять систему охлаждения

Навіщо потрібно перевіряти систему охолодження

Зачем надо проверять систему охлаждения
/ GettyImages

Все хотят иметь машину как можно более новую, поскольку старая менее надежная. Но есть пара-тройка систем, поддержание которых в норме повышает безотказность даже ненового автомобиля. Итак, зачем нужно проверять систему охлаждения?

Система охлаждения в современном автомобиле – одна из наиболее уязвимых и потенциально хлопотных. Уж слишком много в ней компонентов, слишком много функций на нее “повешены” и слишком много от нее зависит. Достаточно сказать, что при ее неисправности автомобиль может потерять способность двигаться – и это еще в лучшем случае: при некоторых условиях недолго и на капремонт силового агрегата влететь. Так что вдумчивого автовладельца вряд ли стоит убеждать, зачем нужно проверять систему охлаждения. А вот как это делать – об этом стоит поговорить.

Подтеки и потения

Внимательный осмотр всех компонентов системы охлаждения – не самый простой метод диагностики, поскольку многие из них труднодоступны для осмотра. И тем не менее, стоит сделать это, поскольку такой контроль выявляет не только явные проблемы, но и позволяет спрогнозировать много неприятностей. Секрет заключается прежде всего в том, что охлаждающая жидкость в силу своей высокой текучести проникает через мелкие неплотности (трещины в пластике и металле, микропоры в резине) и обозначает эти места характерными следами “потения”. При том что заметного падения уровня антифриза может до определенной степени и не быть, и владелец пребывает в уверенности относительно надежности своего двигателя.

Навіщо потрібно перевіряти систему охолодження

Следы утечки охлаждающей жидкости не всегда выглядят так явно, но их поиск должен стать первым шагом превентивной диагностики системы охлаждения.

Причем при такой диагностике рассматривать стоит не только места соединений шлангов, но и на первый взгляд “монолитные” поверхности – корпуса бачков, радиатора, шланги, блок двигателя. Поскольку подтекая антифриз может распространяться довольно далеко по поверхностям прилегающих деталей.

Если не следить за герметичностью и проворонить неплотности, можно “доїздитись” не только к падению уровня “тосола”, но и к заповітрення системы. Собственно, итог в любом случае один – перегрев двигателя с последующим выходом из строя важных деталей.

Состояние материалов

Суровый диагност может спрогнозировать будущие неисправности системы охлаждения и по внешнему виду деталей, даже если они еще не потеют антифризом. Так, если хомуты слишком глубоко впились в резиновые шланги, то в этих местах можно ожидать течи, поскольку часто-густо металл хомута за слишком сильное затягивание или старение резины может прорезать шланг. В таком месте может со временем образоваться как утечка, так и подсос воздуха в систему.

На старых автомобилях толстые шланги могут принимать выпуклый, бочкообразный вид. Часто это говорит об их расслоение и возможное перекрытие канала внутренними слоями шланга. В результате – общий или местный перегрев двигателя.

Навіщо потрібно перевіряти систему охолодження

Трещины шлангов часто прячутся под хомутами, поэтому так важен их своевременный и тщательный осмотр

Пластиковые штуцеры и фланцы, которые встречаются в системе охлаждения некоторых автомобилей, с годами начинают растрескиваться и пропускать антифриз. Опытный механик видит назревающую проблему заранее, оценивая состояние пластика за его внешним видом – цветом, фактурой. Если такую деталь вовремя не заменить, она может просто разрушиться во время движения, так что двигатель потеряет весь антифриз и машина не сможет двигаться. Редко, но также встречается растрескивание наружного слоя резиновых шлангов, это также повод для замены детали.

Охлаждающая жидкость в расширительном бачке не должна быть вспененной, с жирными пятнами на поверхности. Если такие симптомы имеют место, это может свидетельствовать о нарушениях прокладки головки блока цилиндров. О том же просигнализируют вспененное моторное масло в картере двигателя, причем часто присутствует только один из этих симптомов.

Навіщо потрібно перевіряти систему охолодження

Одна из причин вспенивания антифриза – попадание в рубашку охлаждения масла из системы смазки. Вероятный «провокатор» ситуации – прокладка ГБЦ

Температура

На автомобилях с термометром охлаждающей жидкости на панели приборов (сегодня это далеко не обязательный индикатор) полезно следить за динамикой температуры двигателя. Мотор с исправной системой охлаждения должен прогреваться после запуска равномерно, без возврата стрелки в сторону охлаждения и повторного набора температуры. Также не нормально, если двигатель достигает рабочей температуры только после длительной работы в тяжелом режиме, и потом при работе снова “стынет”.

Исправный силовой агрегат должен после старта набрать рабочую температуру и поддерживать ее при любых условиях. Исключение – совсем уж экстремальные ситуации вроде длительного буксования в снегу или грязи, медленное движение в горах на низких передачах. В таких режимах чрезмерный нагрев двигателя можно считать более-менее естественным.

Навіщо потрібно перевіряти систему охолодження

Температура в исправной системе охлаждения не должна существенно колебаться в во время поездки в штатных режимах

Нештатные колебания температуры при нормальной езде свидетельствуют о неисправности термостата (термостатов) и помпы, заповітрення системы, засорение радиатора.

Косвенно характеризует состояние системы охлаждения работа обогревателя салона: печка после прогрева должна подавать в салон горячий воздух и (при неизменном положении регуляторов и той же погоде за бортом) не становиться холоднішеою. Если непроизвольное снижение температуры имеет место, причины скорее всего аналогичные вышеприведенным.

Рекомендация Авто24

При любом посещении СТО просите автомеханика осмотреть компоненты системы охлаждения. Большинство неисправностей связаны с потерей герметичности, а значит – с утратой возможности самостоятельного движения на машине. И не забывайте, что охлаждающая жидкость тоже есть розхідником и подлежит периодической замене (обычно через 3 – 5 лет), даже если она служит без потерь. Также помните, что в дешевом антифризе мало веществ, которые защищают металл двигателя от коррозии, которая становится одной из причин серьезных неприятностей.