По ранжиру становись: как Opel выстраивал линейку

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру становись: как Opel выстраивал линейку
/ Opel

На фоне красивых и привлекательных, но путаных с точки зрения логики имен автомобилей наше внимание привлекла стройная система наименований, что использовалась когда-то компанией Opel. Давайте вместе оценим труд маркетологов прошлого века.

Если вдуматься, то придумать стройную систему названий для широкого модельного ряда не очень и просто. Кроме внешней привлекательности каждого имени нужно сделать одновременно так, чтобы более статусный автомобиль назывался возвышенно, уважительно. А другой – младший – не должен носить пренебрежительное, снисходительное, оскорбительное имя.

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

Во внешности моделей Opel, и в подходе к конструированию в целом, читались американские черты и приемы: еще в 1928 г. компанию купила General Motors. Сегодня Opel работает под крылом Peugeot-Citroen.

Наверное, это прекрасно понимали топ-менеджеры фирмы Opel, которая к концу 1920-х годов стала крупнейшим автопроизводителем Германии, обладая 37% ее рынка и занимая первое место по экспорту. В 1930-е годы производилось более 120 тыс. автомобилей Opel, и руководство собиралось увеличивать не только количество выпущенных машин, но и модельный ряд. На этом фоне имена типа Laubfrosch (древесная лягушка) или Р4 казались неуместными.

Но маркетологи придумали отличный формат – называть автомобили как звания и должности государственных служащих. Конечно, для Германии, которая как раз готовилась ко Второй Мировой, было естественным обратиться прежде всего к военной терминологии. Первая группа новых имен была заимствована у военно-морского флота, дальше пошли более мирные – но и более высокие по рангу чиновники. При этом примечательно, что даже «низшие» должности в этом автомобильном табеле о рангах относились к весьма уважаемых – вообще благодаря высокому уважению к военной касты в Германии.

Regent

Основатель «чиновничьей» классификации «Опеля» – Regent (1928 – 1929 гг.) один из наименее известных представителей этой марки (регент – правитель государства, временно исполняющий обязанности царя или короля). Это первая по-настоящему люксовая модель Opel, которая увидела свет в кузове седан и купе.

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

Машина с заводским индексом 24/110 приводилась в движение 6-литровой «восьмеркой» и развивала нешуточные по тем временам 130 км/ч. Судьба «Регента» оказалась незавидной: производство ограничили 25-ю экземплярами, которые потом выкупили у владельцев и якобы утилизировали. Причина – чисто маркетинговая, которая не залежила от качеств модели. Впоследствии имя Regent использовали лишь однажды – для обозначения люксовой версии модели Opel 1.8 Litre (1932 г.).

Kadett

Самый молодой в «опелівській» табели о рангах и самый массовый в ней, Kadett продержался на конвейере более полувека (1937 – 1991) – хотя и с двадцатилетней перерывом на Вторую Мировую. И именно Kadett все годы производства сохранял свое позиционирование в линейке – последние поколения «Кадетов» соответствовали нынешнему С-классу, конкурируя с Golf и Ford Escort.

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

За долгие годы Kadett настолько сжился с брендом Opel, что даже Astra, которая изменила его, сохранила его сквозную буквенную нумерацию: Kadett E пошла первая Astra с индексом F, а не Astra A, как это было бы логично ожидать.

Kapitän

Больше и даже солидный автомобиль (1938 – 1970), вполне соответствующий понятию о немецком капитана корабля (под капитаном здесь понимается должность командира судна, а не армейское звание – гауптман).

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

В каждом из новых послевоенных поколений (в 1954 и 1964 гг.) «Капитан» переступал на класс выше, вреті концов был частично заменен моделью Commodore, частично – моделью Senator, хотя по нынешней классификации большинство поколений Kapitän можно отнести к линейке Ascona/Vectra.

Admiral

На момент появления «должностного» модельной линейки автомобиль «Адмирал» (1937 – 1977 гг.) был самым уважаемым – большим рамным автомобилем представительского класса, на который монтировали кузова нескольких солидных фирм.

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

Прервано военным периодом производство модели возобновили в 1964 г. в рамках семейства KAD – Kapitan, Admiral, Dimlomat, в котором первые две модели имели одинаковый кузов, но отличались силовыми агрегатами и уровнем оснащения. Этот период богат седан пережил в двух поколениях, затем на смену всей «большой тройки Opel», в том числе и «Адмирала», пришел один только Senator.

Diplomat

Это авто было флагманом General Motors (Opel принадлежал GM в 1929 – 2017 гг.) на европейском рынке. Как представительский автомобиль, Diplomat (1964 – 1977 гг.), комплектовался двигателями V6 и V8 американского производства, естественно, с достаточно экзотической для Европы того времени автоматической трансмиссией – кстати, как трех – так и двухступенчатой!

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

Кузов также стилистически перекликался с заокеанскими мотивам. Модель всерьез «затачивали» под конкуренцию с Mercedes 350/450 SE, выпускали даже удлиненную версию. Показательный момент: даже состоятельные европейцы тогда не стремились больших авто, так что во время рестайлинга 1969 «Дипломат» пришлось укоротить. Senator, который сменил его в 1978 г., был еще короче.

Senator

Новый флагман Opel – представительский седан Senator (1978 – 1993) строили на растянутом шассе более массовых Opel Rekord, а изменила его Omega. Благодаря более длинной базе добавили третье окно по каждому борту, автомобиль стал более солидным внешне.

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

Под капотом стояли рядные «шестерки» и в основном автоматические трансмиссии, причем дизельные силовые агрегаты исключались – в ту пору они были шумные и слабосильні, а потому справедливо считались малопрестижными.

Commodore

Еще один относительно большой Opel, чье имя означает командующий. Отдельной моделью Commodore (1967 – 1982 гг.) можно назвать с некоторой натяжкой, поскольку это всего лишь мощная версия обычного Rekord, в неизменном кузове, хотя и с небольшими отличиями в оформлении. Все двигатели Opel Commodore были багатолітражним, рядными шестицилиндровыми, трансмиссии – как механическими, так и автоматическими.

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

По ранжиру ставай: як Opel лінійку вибудовував

Интересно, что кроме престижных седанов и купе существовали версии «Командора» с практичным кузовом универсал. После 1982 года прямого потомка «командующему» не было – продолжатели линейки Omega с мощными моторами отдельного имени уже не получали.