Культові авто: BAЗ-2101 “Копійка”

Выбирая очередного претендента для участия в этой серии публикаций, я решил обратить свой взгляд на автомобили, выпущенные в СССР. Как вы уже, наверное, догадались, прочитав заголовок, речь пойдет о настоящий культовый автомобиль, который долгое время был одним из самых желанных на всей территории некогда огромной страны. Встречайте – ВАЗ 2101.

НАЧАЛО

История этого культового автомобиля началась еще в середине 60-х годов прошлого века. Именно тогда между итальянской компанией Fiat и советским Внешторг было подписано соглашение “О сотрудничестве”. Такое деловое партнерство касалось не только разработки новой машины, но здания крупнейшего в СССР предприятия по выпуску легковых автомобилей. Будущая легенда советского автопрома должна быть основана на очень популярной итальянской модели Fiat 124, которая завоевала титул “Автомобиль года в Европе” в 1965 году.

Культові авто: BAЗ-2101 “Копійка”

Стоит отметить, что на месте Fiat могли быть и другие европейские компании, такие как Renault и Peugeot. Но в их продукции (по мнению советских чиновников) был один существенный недостаток – прогрессивный передний привод, который делал цену готового автомобиля намного выше.

Культові авто: BAЗ-2101 “Копійка”

После согласования всех нюансов советские строители приступили к сооружению гигантского автомобильного завода. Официальное строительство Волжского автозавода началось 3 января 1967 года. Закончить строительство планировали уже через 6 лет, но мода на ударную (по-настоящему комсомольске) труд значительно ускорила процесс, и огромный завод был практически полностью готов уже через три года.

Кстати, не многие знают, что к строительству автозавода в Тольятти это город назывался Ставрополь-на-Волге. Переименовали его в честь генерального секретаря итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти (тогда подобные шаги считались нормой).

РАЗРАБОТКА

Параллельно со строительством завода проходили и ходовые испытания серийного Fiat 124, которые он откровенно провалил. Проехав всего около 5000 километров, серийный Fiat начал просто рассыпаться на “качественном” советском дорожном “покрытии”.

Многие владельцы первых “копеек” с гордостью говорили, что это настоящие “Fiat”. Это не так, на самом деле перед запуском модели в нее было внесено свыше 800 изменений (итальянские надписи на некоторых деталях кузова совсем не говорили об итальянском происхождении, просто на прессформах, поставленных в ВАЗу, сохранились соответствующие “итальянские” обозначения). На протяжении четырех лет (с 1966 по 1970 года) предсерийные 35 образцов доработанной модели проходили ходовые испытания по всему СССР. Общий пробег превысил 2,5 миллиона километров.

Культові авто: BAЗ-2101 “Копійка”

По результатам этих тестов стало понятно, что кузов необходимо усилить, а дорожный просвет увеличить до 170 мм. Кроме того, немного изменили подвеску и заменили задние тормоза (вместо дисковых установили классические барабанные). Архаичная трьохважільна задняя подвеска уступила место заметно более поздней п’ятиштанговій конструкции.

Двигатель также был иным и принципиально отличался от “итальянца”. В ВАЗу он имел верхний розподілвал и имел увеличенное межцентровое расстояние, что в будущем неоднократно позволяло увеличить объем. При сохранении первоначального рабочего объема (1,2-литра) диаметр цилиндра увеличился на 3 мм (с 73 до 76 мм), а ход поршня, наоборот, уменьшился (с 71,6 до 66 мм) – иначе говоря, двигатель стал короткоходним.

Мощность мотора составляла скромные 62 лошадиных сил, но тем не менее по советским меркам автомобиль был очень динамичный.

Кроме того, “копейка” стала первым советским автомобилем, в котором использовался антифриз. Соответственно, у будущих владельцев не было необходимости вечерам сливать воду из радиатора в холодное время года.

Инженеры внесли ряд изменений и в эргономику ВАЗу. Например, передние сиденья могли раскладываться, в отличие от Fiat, кроме того появилось одно внешнее зеркало заднего вида. Вообще большинством доработок советского автомобиля занимались сами итальянцы, тогда как наши инженеры в основном перенимали опыт.

ВЫПУСК

Первый ВАЗ-2101 сошел с конвейера Волжского автозавода 19 апреля 1970 года, за рулем находился итальянский конструктор Бенито Гуидо Савоіни. Название модели “Жигули” была выбрана не случайно – так назывались горы поблизости от Тольятти. Экспортное “имя” “Жигулей” было выбрано путем специального конкурса, который в те годы провел журнал “За Рулем”. Название Lada запала в душу не только отечественным автолюбителям, но и не вызывала негативных ассоциаций у иностранцев.

Культові авто: BAЗ-2101 “Копійка”

Например, в арабских странах слово “жигули” было созвучно со словом “вор”, тогда как во Франции и вовсе вызвало ассоциации с “жиголо”.

Надо отдать должное тем усилиям, которые приложили итальянцы к разработке советской “копейки”. Автомобиль получился действительно конкурентным и по-настоящему европейским. Про последний факт косвенно свидетельствуют страны, в которые был организован экспорт: Болгария, Венгрия, Чехословакия, ГДР, Югославия, Австрия, Швейцария, Франция, Нигерия, Египет (для этой страны “копейки” даже оснащали кондиционером) и Великобритания.

Конечно, автомобили, поставляемые на экспорт, заметно отличались от машин, предназначенных для внутреннего советского рынка. Много отечественных водителей устраивали настоящую охоту на экспортные варианты и были готовы существенно переплатить за такой экземпляр.

А переплачивать было за что. Например, модели для западной Европы отличались улучшенным внешним оформлением. Имели более мощный мотор и улучшенную трансмиссию. Кузов был изготовлен из утолщенного металла, который, кроме всего прочего, был дополнительно обработан антикоррозийными веществами.

Культові авто: BAЗ-2101 “Копійка”

На базе ВАЗ-2101 в свое время было построено множество интереснейших (с технической точки зрения) экземпляров. Например, не многие знают, что в 1978 году была выпущена специальная версия “копейки”, оснащенная роторно-поршневым двигателем. Изначально его мощность была невысокая и составляла 70 к.с. Но через еще 4 года инженерам удалось ее существенно увеличить (до 120-140 к.с.). Сами понимаете, составить серьезную конкуренцию такому автомобилю на отечественных дорогах мог не многие.

После двух лет “жизни” на конвейере, седан ВАЗ-2101 получил практическую версию в кузове универсал (ВАЗ-2102), но это уже совершенно другая история. За весь период Волжским автозаводом было собрано более 2,7 миллиона единиц этого культового советского автомобиля.

Думаю, среди Вас найдется много людей, которые хотя бы один раз имели возможность провезтися на “копейке”. Разве это не успех?

Источник

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *