КрАЗ-253/259 – секретна розробка з революційними нововведеннями

В конце 1961 года в Министерстве обороны были разработаны и утверждены требования к принципиально новой гаммы трехосных 8-тонных полноприводных грузовых автомобилей и активных автопоездов. Их главным разработчиком и производителем был назначен молодой и перспективный Кременчугский автозавод, который был единственным и крупнейшим отечественным производителем грузовиков и тягачей тяжелого класса. Для организации проектно-конструкторских работ в 1962 году на нем было образовано секретное СКБ-2 по перспективной военной технике, которая не имела никаких отечественных аналогов и прототипов, а создавалась с ориентацией на мировые достижения в этой области и уже существующие на то время наработки других советских предприятий.

В том же 1962 году команда амбициозных молодых инженеров разработала первые образцы трехосной автотехники первого поколения с 240-сильным дизелем ЯМЗ-238 V8 и всеми односкатными ведущими колесами – 8-тонный грузовик КрАЗ-253Б с цельнометаллической платформой и унифицированный с ним седельный тягач 259Б для работы с активным 15-тонным полуприцепом с механическим приводом. Согласно модной в те времена компоновочной схемы они получили более вместительную кабину над двигателем, что позволяло увеличить монтажную длину рамы, сократить массу машин и повысить их маневренность. Для ускорения процесса проектирования и внедрения была использована кабина от бескапотных грузовиков МАЗ-500, которые еще только планировалось поставить на конвейер. Революционными для военных автомобилей этой категории нововведениями были гидромеханическая 4-ступенчатая коробка передач и независимая подвеска на поперечных рычагах с продольными торсионами, повышает тягово-сцепные качества и устойчивость за счет небольшого снижения центра тяжести. По образцу разработанных в то же время активных автопоездов «Урал» седельный тягач КрАЗ-259Б имел систему редукторов и проходной опорно-сцепное устройство, через которое крутящий момент передавался на редукторы и мосты двухосного полуприцепа КрАЗ-834Б. На всех образцах использовали колеса и шины от грузовиков КрАЗ-255Б. В 1962 году прототипы прошли заводские и приемочные испытания в 21 НИИИ. По их результатам автомобиль КрАЗ-253Б имел дорожный просвет 420 мм, снаряженную массу – 12,3 т, на разных покрытиях буксировал прицепы массой от 10 до 30 т, развивал максимальную скорость 76 км/ч и мог форсировать 1,5-метровый брод. Снаряженная масса активного автопоезда составила 17,8 т, габаритная длина – 15 410 мм. На бездорожье его скорость не превышала 20 км / час.

Источник

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *