Казахский феномен – вездеход из ГАЗ-66 и Волги

Мало кто знает, что в Казахстане в свое время собирались малыми сериями уникальный по конструкции вездеход LAF 4101 (4х4). Создателем проекта стал предприниматель Лаптев Александр Федорович (отсюда и аббревиатура LAF) из казахского города Тараз (во времена СССР – Джамбул). Он был владельцем крупнейшей в регионе СТО и уже имел немалый опыт в строительстве своих автомобилей. Его первенцами в 1996 году стали открытая «Нива» для охоты, а также эвакуатор на шасси ГАЗ-53.

Первый же LAF 4101 (4х4) появился в 1997 году. Это был принципиально новый класс автомобиля повышенной проходимости. Только представьте – рама, мосты и ходовая взята от ГАЗ-66, двигатель и трансмиссия от ГАЗ-53. Кузов – от 24-й «Волги» с применением крыльев от «Газона». Внешность машины получилась, мягко говоря, спорной. Поэтому следующие экземпляры были изготовлены с элементами кузова от более просунутоъ «Волги» ГАЗ-31029/3110 и грузовика ГАЗ-3307.

Отличная проходимость машины (могла преодолевать 45-градусные подъемы и 1,4-метровые броды) и приемлемая цена (в районе 8 – 10 тыс. долларов) сделали свое дело. Заказы пошли. Однако проблема была в сертификации. Казахстан тогда не было своего автопрома, а в России машину могли сертифицировать только как продукт под маркой ГАЗ, что не устраивало разработчика.

Помог сам Президент Казахстана Нурсултан Назарбавев, который узнал о вездеход из прессы. Он встретился с Александром Лаптев и лично осмотрел два образца LAF 4101. Машина президенту понравилась и он дал указание решить вопрос с сертификацией.

Вездеход LAF 4101 получил путевку в жизнь. Однако массовым так и не стал. За пять лет было выпущено около 50 экземпляров. И ни один из них не повторяет друг друга. Заказчики просили добавить что-то свое, эксклюзивное. Например, дизельный двигатель (использовали ММЗ), или автоматическую коробку передач (от «Чайки» ГАЗ-13). Кузова делали трех типов – пикап, седан или универсал. Цена поздних вариантов, с кузовом от ГАЗ-3110 поднялась до 15 тыс. долларов. Разгорелся кризис и игнорирование LAF 4101 силовыми структурами Казахстана поставили на производстве вездехода жирную точку.

Кaзaхський фeнoмен – всюдихiд з ГAЗ-66 і Вoлги

Кaзaхський фeнoмен – всюдихiд з ГAЗ-66 і Вoлги

Кaзaхський фeнoмен – всюдихiд з ГAЗ-66 і Вoлги

Кaзaхський фeнoмен – всюдихiд з ГAЗ-66 і Вoлги

Кaзaхський фeнoмен – всюдихiд з ГAЗ-66 і Вoлги

Кaзaхський фeнoмен – всюдихiд з ГAЗ-66 і Вoлги

Кaзaхський фeнoмен – всюдихiд з ГAЗ-66 і Вoлги